Приглашаем посетить сайт

Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании
1. Дифференциация английской прессы. Появление массовых изданий (60-е годы XIX – первые десятилетия XX в.)

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

1861–1997 годы

1. Дифференциация английской прессы. Появление массовых издании
(60-е годы XIX – первые десятилетия XX в.)

«образцового капитализма». В 50–60-е годы усилилась ее колониальная политика. Англичане воевали в Китае, Иране, Индии, Южной Африке, в Новой Зеландии, на Ямайке, в Эфиопии, захватывали территории Юго-Западной Азии, усилился колониальный гнет в Ирландии, что вызвало новый подъем борьбы ирландского народа за независимость. Несмотря на то, что чартистское движение исчерпало свои внутренние резервы, английские рабочие снова выступили за всеобщее избирательное право в 1865–1867 гг., заручившись поддержкой набирающих силу профсоюзов – тред-юнионов.

В 70-е годы XIX в. начинает развертываться процесс «постепенной утраты английской мировой промышленной монополии. Теряя положение мастерской мира, Англия, однако, сохраняла колониальную и морскую гегемонию, преобладающую роль в мировой посреднической торговле, страховом и банковском деле, которые по-прежнему приносили английской буржуазии огромные, все растущие прибыли»[122].

Вступление Англии в империалистическую стадию развития не могло не сказаться на идейном климате страны. Прославление «Великой Британии», ее экспансионизма, пропаганда лозунга «спасение – в империи» составляли суть доктрины официальной империалистической идеологии. Правление королевы Виктории явилось временем новых колониальных захватов, обострения ирландского вопроса. Последняя треть столетия не была ознаменована массовым народным движением, подобным чартизму, но в этот период возросла активность профсоюзов, получил развитие новый тред-юнионизм, начала создаваться рабочие клубы, возникают социал-демократические организации. В 1893 г. была создана Независимая рабочая партия.

в определенной их части) основной двигатель исторического прогресса, объединяющий и эмансипирующий фактор, другие – темную и разрушительную стихию, третьи пытались снизить накал общественных страстей, инкорпорировать массы в существующую социальную систему, внести в нее тот порядок, который сложился на промышленном предприятии, сердцевиной которого служит машина.

Произошли серьезные изменения в философской мысли Западной Европы. Разум, логос, считавшийся основой европейского менталитета, утратил свой универсализм, его перестали рассматривать в качестве панацеи от всех бед. В позитивизме и прагматизме возобладала идея полезности. Иррационализм и интуитивизм поставили под сомнение ценность сознания, а Ф. Ницше провозгласил миф неотъемлемой частью (если не доминантой) человеческого существования.

«золотому» веку европейской культуры шел «серебряный». И хотя реализм не исчерпал еще своих огромных ресурсов, все явственнее заявляло о себе декадентство. В конце XIX столетия началось формирование того явления, которое в XX в. получит название «массовая культура».

В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, которая для своего времени была исторически возможной. Издатели, редакторы, журналисты (каждый по-своему) поспешили воспользоваться этой свободой.

«налогов на знание»: росли технические возможности ее производства и распространения. Если первые почтовые кареты в 1784 г. проходили 120 миль от Бристоля до Лондона за 16 часов, то в 1825 г. паровоз Джорджа Стефенсона перевозил людей и почту со скоростью 12 миль в час. Кабель, передававший телеграфные сообщения по проводам, протянулся через Ла-Манш (1851) и через Атлантику (1866). В 1878 г. Александер Белл продемонстрировал королеве Виктории телефон; вскоре была проложена частная телефонная линия от острова Уайт до Лондона, а затем в столице Великобритании стала действовать общественная телефонная служба. В 1901 г. Гульельмо Маркони послал «беспроволочным телеграфом» радиосообщения из Корнуэлла в Ньюфаундленд через Атлантику. Маркони предсказывал появление и «видимого телефона».

К 1862 г. длина мировых телеграфных линий составляла 150000 миль, 15000 из них приходилось на Британские острова.

«Экономической базой процветания Британии была свобода торговли. Она стала символом веры для большинства британцев наряду со свободой вероисповедания и свободой выражения политических мнений. Жизненно важной для последнего являлась свободная пресса»[123].

«старые» английские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки продавать заокеанские новости прессе были неудачными, но с 1858 г. ситуация изменилась. В 1859 г. Рейтер убедительно продемонстрировал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспондентов. «Таймс», «Морнинг Кроникл», «Морнинг Геральд», «Дейли Телеграф» и «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления») в начале 60-х годов XIX в. уже платили солидные суммы за подписку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали немецкие и бельгийские издания. Правда, в освещении Крымской войны «Таймс» продолжала лидировать, но после 1858 г. число подписчиков Рейтера увеличилось, одновременно расширилась и сеть агентов, которые не были журналистами, а собирали информацию для Лондона[124].

«Английскими читателями телеграмм Рейтера были исключительно мужчины с либеральными взглядами среднего класса. Их можно было рассматривать сторонниками зарубежных конституционных движений, учитывая их интерес к Гарибальди; но они выглядели больше роялистами, нежели республиканцами, так как их сильно волновали деяния королей и королев. Их можно было расценить как приверженцев британской имперской идеи, если речь шла о репортажах из основных колоний и из "самой темной" Африки. Все они были христианами. Наконец, они получили некое классическое образование и имели некоторое представление о современной литературе, музыке и науке»[125].

В 1859–1860 гг. европейские новости все еще преобладали в агентстве, но потом были созданы индийская и китайская службы, а к 1861 г. «Рейтер» связывала с миром сотня линий. Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка входили в круг его постоянных интересов. В Англию поступали сообщения о гражданской войне в Северной Америке. С 1868 г. новости «Рейтер» для провинциальных изданий начало распространять агентство «Пресс Ассошиэйшен»; благодаря этому сотрудничеству агентство «Рейтер» не стремилось стать службой внутренней информации[126].

Уже в 1856 г. «Рейтер», французское агентство «Гавас» и немецкое «Вольф» сделали шаги навстречу друг другу – в 1859 г. между ними было заключено первое письменное соглашение. Новый договор подписывают «Рейтер» и «Гавас» в 1865 г., «Гавас» и «Вольф» в 1867 г. В 1870 г. в Париже между тремя агентствами было заключено соглашение исключительной важности: оно определило характер их отношений вплоть до 30-х годов XX века. Начался раздел мирового информационного пространства[127].

В конце столетия агентство «Рейтер» можно было считать институтом Британской империи. В 1878 г. его главой стал барон Герберт де Рейтер (1852–1915), сын Джулиуса. Широко образованный, начитанный, он исключительно хорошо знал агентство изнутри и много сделал для его технического переоснащения. Электрическое освещение, телефон, пишущие машинки появились в штаб-квартире «Рейтер» уже в XIX в.; к 1914 г. редакция состояла из европейского, американского, азиатского отделов и отдела доминионов, штат агентства в Лондоне насчитывал 150 сотрудников. В 1910 г. «Рейтер» начинает действовать как банкир, а в 1912 г. капитал «Рейтер'с телеграмм компани Лтд.» увеличился со 100 тыс. до 500 тыс. фунтов стерлингов. Наиболее прибыльной из зарубежных служб «Рейтер» к 1918 г. становится та, которая работала в Индии. Доходы из этого региона более чем в 4 раза превышали поступления из Северной Америки.

об англо-бурской войне, ужаснувшей мир бесчеловечностью методов ведения этой войны. За войнами, которые происходили в мире, «Рейтер» следило особенно тщательно. Агентство освещало нигеро-суданскую кампанию (1896), греко-турецкую войну (1897), войну в Тибете (1904)[128].

В сложном положении оказалось агентство в годы первой мировой войны (1914–1918), когда развернулось пропагандистское противоборство воюющих сторон. Примечательно, что Великобритания через четыре часа после начала боевых действий вывела из строя кабельную сеть Германии, лишив ее важнейшего информационного канала.

Барону Рейтеру (потомку выходцев из Германии) пришлось доказывать истинно британский характер агентства, а после добровольного ухода на фронт его единственного сына и смерти жены владелец агентства в 1915 г. застрелился. Его пост занял Родерик Джонс (1877–1962), позиции агентства укрепляются. С 1918 г. Джонс ведает пропагандой в министерстве информации, тогда же он превращается в сэра Родерика, автократия которого продлится с 1919 по 1934 г.[129]

За время первой мировой войны объем информации, переданной «Рейтер», достиг небывалых размеров. Только через несколько его подразделений прошло 10 млн. слов. Рост объема информации был связан с количественным ростом английской прессы. По данным английского историка журналистики Г. Герда, в 1852 г. в стране выходило 1165 газет и 213 изданий типа «мэгэзин», в 1870 – соответственно 1390 и 626; в 1880 – 1986 и 1097; в 1890 – 2234 и 1778; в 1900 – 2488 и 2446[130].

–80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появилось много вечерних газет: «Пелл Мелл Газетт» (1865), «Лондон Дейли Меркури» («Лондонский ежедневный вестник», 1862), «Ивнинг Меркури» («Вечерний вестник», 1868), «Ивнинг Ньюс» («Вечерние новости», 1881), «Стар» («Звезда», 1855). Провинциальная «Ливерпуль Дейли Пост» («Дневная почта Ливерпуля», 1855) печатала утренний выпуск в три часа ночи, дневной в девять утра, вечерний – в три часа дня. В викторианскую эпоху возникают воскресные газеты «Уикли Баджет» («Еженедельные новости», 1861–1912), «Рефери» («Арбитр», 1877–1939), «Пипл» («Люди», 1881)[131]. Ряды журнальной периодики пополнили «Фортнайтли Ревью» («Ежеквартальное обозрение», 1865), ежемесячный «Контемпорэри Ревью» («Современное обозрение», 1866), «Найнтинс Сенчури» («Девятнадцатый век», 1877), который издавался по типу французского «Ревю де дё монд» («Обозрение двух миров»).

–70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Вэнити Фэар» («Ярмарка тщеславия», 1868) стали помещать нечто вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, а также ввели раздел сплетен. Успех издания возрос. В 1874 г. был создан еженедельник «Де Уорлд: Э Джорнэл фор Мен энд Вимен» («Мир: журнал для мужчин и женщин»). Он содержал обзоры современной истории, обещал отразить интересы женщин, публиковать критические материалы, написанные «джентльменами и учеными». В 1877 г. по типу «Уорлд» возник еженедельник «Труз» («Истина»). В конце XIX столетия появились новые литературные издания, но некоторые из них оказались недолговечными. Периодика второй половины XIX в. была достаточно специализированной. О приключениях и путешествиях писал «Уайд Уорлд Мэгэзин» («Журнал всего мира», 1898), существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания[132].

Увеличивающийся объем информации нуждался в расширении потребительского рынка, в наличии аудитории, заинтересованной в этой информации. В 70-е гг. XIX в. в Англии сложились предпосылки для формирования такой аудитории. Дело в том, что власти изменили свое отношение к образованию и обучению масс.

С одной стороны, это было связано с усложнением производственного процесса, требовавшим изменения качества труда, с другой стороны, достигнутое в результате социальных битв сокращение рабочего дня сделало чрезвычайно актуальной проблему свободного времени. Не случайно в конце столетия вопрос о том, как организовать досуг, выдвинулся в разряд достаточно серьезных.

кадров, обладающих знаниями в области технических и естественных дисциплин.

До середины XIX в. в стране было мало школ. В 1851 г. из пяти миллионов детей школьного возраста в Англии и Уэльсе почти три миллиона не посещали школы, а те, кто ходил на занятия, учились не более 2–3 лет. Накануне 1870 г. от 20 до 40% английского населения оставалось неграмотным. И несмотря на постоянно возрастающий интерес к прессе, в 1860 г. читательская аудитория ежедневных газет составляла 3% численности населения, воскресных – 12%, журналов – около 20%. Конечно, существовала практика чтения прессы вслух (особенно в моменты общественного подъема), и количество людей, таким образом знакомившихся с важнейшими публикациями английских изданий, превышало приведенные среднестатистические данные. Но долгое время печать все еще ориентировалась на образованное меньшинство[133].

полосах должна была появляться информация, связанная с человеческими интересами. Не все журналисты восприняли эту идею с одинаковым энтузиазмом. Для тех, кто руководствовался в своей деятельности принципами «персональной» журналистики, главными профессиональными качествами оставались чувства профессиональной ответственности и достоинства, которые, по их мнению, «размывались» «новой» журналистикой.

В последние десятилетия XIX в. пресса, придерживавшаяся давно устоявшихся традиций, стала испытывать определенные трудности. Доходы многих изданий снизились. «Старые» газеты утрачивали свою привлекательность в глазах публики: они выглядели слишком серьезными, их заголовки были невыразительными, страницы изобиловали политическими публикациями, а все то, что связано с повседневными житейскими интересами, практически отсутствовало[134].

–1912). Глубоко убежденный в том, что журналистика призвана делать добро, будучи гигантской силой формирования общественного мнения, в 1871 г. он стал редактором «Норзерн Эко» («Северное эхо») в Дарлингтоне. В 1880 г. начал работать в вечерней «Пелл Мелл Газетт» («Газета Пел-Мел»). На ее страницах появились криминальные сюжеты, статьи, касающиеся торговли, что вызвало интерес читателей. В 1890 г. Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью». Это был дайджест, в котором реферировались журналы типа «ревью» и «мэгэзин»[135].

Достаточно дешевой и одновременно политически радикальной была и вечерняя газета «Стар», созданная Т. П. О'Коннором, собиравшимся покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего журнала». В первый же день было продано 142600 экземпляров «Стар»[136].

В 1881 г. Джордж Ньюнес (1851–1910) основал «Тит-Битс» («Всякая всячина») – дешевый еженедельник, который обещал предоставить своим читателям пикантные новости из самых интересных книг, журналов и газет мира. Вначале газета была типичным дайджестом, затем в ней появились и оригинальные материалы. Интерес к человеческой натуре отразился и в другом издании Ньюнеса – «Стрэнд Мэгэзин» («Журнал Стрэнда», 1891). Она помещала на своих страницах иллюстрации, развлекательные материалы, ранние рассказы А. Конан Дойля о Шерлоке Холмсе (это превратило «Стрэнд Мэгэзин» в одно из самых популярных ежемесячных изданий)[137].

«новой» журналистики немало способствовал тот факт, что в 1894 г. братья Альфред Хармсворт и Гарольд Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модернизировали ее. До этого А. Хармсворт, сотрудничая в «Тит-Битс», заинтересовался одной из ее колонок – «Ответы корреспонденту» и решил создать газету, целиком состоящую из таких ответов. В 1888 г. вышел первый номер «Ансверс» («Ответы»). Специализируясь на выпуске дешевой печатной продукции, Хармсворты достигли определенных успехов: их издания выходили тиражом в полтора миллиона экземпляров[138].

«Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно»[139].

Вначале эта восьмистраничная газета была достаточно традиционна по форме, но Хармсворт постоянно менял ее содержание. Уже в первый год своего существования «Дейли Мейл» увеличила тираж до 200 тыс. экземпляров в день. Через год он достиг полумиллиона, а через четыре – 700 тыс. экземпляров. Издавался ее воскресный выпуск – «Санди Дейли Мейл» («Воскресная утренняя газета»), в 1899 г. ее сменила художественная, иллюстрированная и содержательная газета – «Иллюстрейтед Мейл» («Иллюстрированная почта»). В дальнейшем получили распространение и другие издания газеты – «Континентал Дейли Мейл» («Континентальная утренняя почта»), «Оверси Дейли Мейл» («Заморская утренняя почта»).

Снизив на «Дейли Мейл» цену (отчего сократился доход от розничной продажи), А. Хармсворт увеличил тираж и привлек огромное количество рекламы. Газета стала приносить солидную прибыль. Он ввел в «Дейли Мейл» специальные рубрики для женщин, регулярно печатал новости, проводил газетные кампании. Так как Хармсворт покровительствовал авиации, газета выплатила несколько крупных призов авиаторам[140].

А. Хармсворт был не чужд политике. Он поддержал правительство в ходе англо-бурской войны. В 1903 г. он становится пэром Англии – лордом Нортклифом. Во время первой мировой войны Нортклиф ратовал за победу союзников, даже обрушился с резкой критикой на недостаточно, с его точки зрения, добросовестных политиков. Это вызвало скандал, газету сжигали, изымали из библиотек. Но со временем репутация Нортклифа была восстановлена, общественное мнение и власти оценили его патриотизм. Нортклиф был послан в США в качестве главы британской военной миссии[141].

«Ансверс» выросла одна из самых крупных издательских компаний в мире[142].

В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать еще одну ежедневную газету – «Дейли Миррор» («Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и предназначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» превратилась в еще более дешевое иллюстрированное издание, проникнутое британским имперским духом.

У Гарольда Хармсворта (с 1914 г. – лорда Ротермира) были и свои издания, в том числе и провинциальные. На рубеже веков у Хармсвортов насчитывалось шесть ежедневных газет в Лондоне, две за пределами столицы, 14 еженедельников, газета в Париже. В 1910 г. они учредили акционерную компанию «Амальгамейтед Пресс». Ее капитал составлял 1 млн. фунтов стерлингов[143].

В 1890 г. на газетном рынке появилась газета Артура Пирсона (позже – сэра Артура) «Пирсон'з Уикли» («Еженедельник Пирсона») – двадцатистраничный еженедельник, расходившийся тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров. Он рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным делом. Как и «Тит-Битс», газета обещала выплату вознаграждения семье человека, погибшего в железнодорожной катастрофе, если у него найдут номер «Пирсон'з Уикли». В ней печаталось множество шарад, за разгадку которых выдавались призы[144].

«Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе. Ряд лондонских утренних газет решился последовать этому примеру только в XX в. «Американизация» «Дейли Экспресс» во многом объяснилась тем, что сам Пирсон, побывав в Америке, был знаком с журналистикой этой страны, а редактировавший газету с 1902 до 1932 г. Р. Д. Блюменфельд до этого работал в «Нью-Йорк Ивнинг Телеграм» («Вечерняя телеграмма Нью-Йорка») и «Нью-Йорк Геральд» («Вестник Нью-Йорка»)[145].

– утреннюю «Трибюн» («Трибуна»), но издание быстро заглохло. Ряды популярных изданий пополнили новые воскресные газеты, включая «Санди Пикториэл» («Воскресная иллюстрированная газета»); «Иллюстрейтед Санди Геральд» («Воскресный иллюстрированный вестник», затем «Санди График»). Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет, например манчестерское издание «Дейли Мейл»[146].

Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спортом и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа – этот перечень можно было бы продолжить[147].

Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негативные черты. На страницы газет хлынул поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали (в Англии еще в 1857 г. аресту подлежали порнографические книги и картины). Увеличились возможности манипулирования общественным сознанием.

«новой» журналистики газетные и журнальные издания стремились определить свое место в усложняющейся системе прессы. Вести активный поиск своей ниши на рынке информации вынуждала и конкуренция между «старыми» и «новыми» изданиями.

До появления «Дейли Мейл» наибольший тираж среди ежедневных газет отмечался у «Дейли Телеграф». Успех этой газете в значительной степени принесли ее корреспонденты, среди которых особое место занимал «загадочный» доктор Эмиль Джозеф Диллон (1854–1933), обладавший даром филолога, учившийся в ряде крупнейших университетов, знавший европейские и восточные языки и писавший статьи на пяти языках. Являясь другом многих политиков, Диллон мог добывать не только оперативную, но и достоверную информацию. Его называли «журналистом по призванию, ученым и философом по выбору, государственным деятелем по честолюбию»[148].

–1895 гг. он сумел пробраться в Армению, миновав все военные заставы. Несмотря на угрозы турецких властей, он собирал необходимые сведения. Диллон посетил Испанию накануне испано-американской войны, был на Крите во время восстания; побывал в Китае, когда туда вступили союзные войска; присылал из Парижа отчеты о деле Дрейфуса. Публикация материалов Диллона способствовала повышению престижа газеты[149].

В процессе конкурентной борьбы сформировался облик «Дейли Телеграф» как качественной газеты, одновременно состязающейся с «Таймс» и ориентирующейся на нее. В Англии были признаны и заслуги ее владельца – Лоусона, ставшего баронетом в 1892 г. и первым лордом Барнхемом. В 1914 г. его провозгласили отцом прессы, а лорд Нортклиф преподнес ему адрес, подписанный 250 представителями английской и зарубежной прессы.

«качественной» ориентации оставила за собой и «Таймс», которая постоянно состязалась с «Дейли Телеграф» и «Стандард», превратившейся из вечерней в дешевую утреннюю газету. После окончательной отмены «налогов на знание» Джон Вальтер III (1818–1834) снизил цену на газету, и в 1861 г. тираж «Таймс» стал постоянно увеличиваться. Если в 1858 г. он составлял 50 тыс. экземпляров, то в 1861 г. – 61000 экземпляров. Обладая огромным чувством ответственности и будучи человеком деспотичным, Вальтер III относился к «Таймс», как великому национальному учреждению, старался руководить ею в духе времени; при нем «Таймс» издавала утреннюю газету «Саммери» («Резюме»). Первый ее номер, составлявший половину объема «Таймс», вышел в 1883 г. и содержал обзор основных публикаций «Таймс». Тираж «Саммери» не превышал 2500 экземпляров[150].

В начале XX в. «Таймс» представляла собой мощное газетное предприятие. Собственно, «Таймс» издавалась на 20–28 страницах объемом приблизительно в 113000 слов, не считая объявлений. Газетными «продолжателями» «Таймс» служили выходившая три раза в неделю «Мейл» («Почта» – обзор публикаций основного издания); «Таймс Уикли Эдишн» («Еженедельное издание Таймс» – в ней перепечатывались наиболее интересные выступления «Таймс»); «Литрэча» («Литература» – еженедельник с обзором мировой литературы); «Иссьюз» («Итоги» – два полугодовых сборника финансового характера). «Таймс» выпускала также энциклопедическую и справочную литературу[151].

Как и другие качественные английские газеты, «Таймс» гордилась своими корреспондентами. Так, считается, что среди военных корреспондентов не было равных Генри де Бловицу (1825–1903). Вопросы внешней политики были, несомненно, приоритетным направлением в газете, важнейшей частью ее содержательной модели. Но именно в подаче информации о внешней политике проявилась идеологическая «ангажированность» газеты. Несмотря на то, что Наполеон III был союзником Англии, «Таймс» отзывалась о нем сдержанно. Газета заняла проправительственную позицию при освещении ирландского вопроса, событий на Балканах; она была активнейшим участником «газетной войны», развернувшейся в связи с конфликтом Англии и Германии в Восточной Африке. Не лучшей страницей истории «Таймс» явилась ее позиция в англобурской войне: она замалчивает факт наличия концлагерей в Южной Африке, а для прикрытия вторжения англичан в Трансвааль публикует фальшивку, разоблачение которой вызвало широкий общественный резонанс[152].

«Таймс» переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти. Таким образом в одних руках оказалась и качественная, и массовая печать, несмотря на их отчетливо выразившееся расхождение. Процесс монополизации прессы в Англии набирал силу.

«Дейли Экспресс», а также братья Берри, дебютировавшие в 1901 и 1915 гг. и ставшие владельцами «Санди Таймс». В 1914 г. разделилась империя Хармсвортов: Ротермир становится владельцем «Дейли Миррор», Нортклиф – «Таймс» и «Дейли Мейл». В 1922 г. умирает Нортклиф, и «Таймс» покупает лорд Астор. В 1921 г. заявляет о себе газетная монополия лорда Каудрея. В целом газетно-журнальный рынок был поделен, но борьба между магнатами прессы еще не завершилась.

Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX – начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий.

В годы деятельности I Интернационала ряд английских изданий выступает от его имени. Одно из них – рабочая газета «Бихайв» («Улей», 1861–1876), типичный представитель тред-юнионистской прессы. Возникшая в ходе стачечного движения, она издавалась «в интересах рабочего класса». В 1876 г. ее переименовали в «Индастриэд Ревью» («Промышленное обозрение»)[153]. «Бихайв» сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного издания. Здесь можно было встретить полицейские расследования, сообщения об убийствах и ограблениях. В полной мере отразить идеи I Интернационала «Бихайв» не смогла из-за разногласий между ее издателем и Генеральным Советом Международного товарищества рабочих. В 1870 г. Генеральный Совет опубликовал свои отчеты в «Истерн Пост» («Восточная почта»), лондонском радикальном еженедельнике. От имени Интернационала выступал «Уоркермен'с Френд» («Друг трудящегося»)[154].

В 80-е годы XIX в. появляются Демократическая федерация и Социал-демократическая федерация, из которой затем выделилась Социалистическая лига. Органом Социал-демократической федерации был еженедельник «Джастис» («Справедливость», 1884–1825), одним из руководителей которого стал Уильям Моррис – художник, поэт, пропагандист прикладного искусства. Социалистическая лига издавала журнал «Коммонуил» («Всеобщее благо», 1884–1895), выходивший сначала еженедельно и объявивший своей целью пропаганду социализма. Как и «Джастис», он носил просветительский характер. В социалистическом журнале «Тудей» («Сегодня», 1883) в 80-е гг. XIX в. печатались произведения Дж. Б. Шоу.

«Кларион» («Горн», 1891), заявивший о себе как об иллюстрированном издании, которое собирается освещать вопросы литературы, политики, философии, театра. «Кларион» обещал следовать идеям гуманизма, выражать точку зрения не партий и сект, а справедливости, разума и милосердия. Следуя этим установкам, издание не превратилось в официальный орган социалистов или лейбористов; и те и другие склонны были упрекать ее в духе «безответственного легкомыслия»[155].

В начале XX столетия усиливается движение, направленное на формирование политических организаций, способных выразить интересы английских трудящихся.

В 1906 г. оформилась Рабочая (Лейбористская) партия, в 1911 – Британская социалистическая партия. В 1911 г. возникает газета английских рабочих «Дейли Геральд» («Ежедневный вестник») – сначала как листовка, разошедшаяся тиражом 13 тыс. экземпляров и отразившая требования забастовщиков, уволенных с работы. Газету издавала Лимит паблишинг компани. «Дейли Геральд» последовательно поддерживала борьбу докеров, строителей и шахтеров за свои права[156]. Но с началом первой мировой войны ее захлестнула шовинистическая волна, хотя со временем позиция газеты изменится. Антивоенную позицию заняла еженедельная газета «Колл» («Призыв»), основанная в 1916 г. большинством Британской социалистической партии. Это издание рассматривается в качестве непосредственного предшественника английской коммунистической печати.

Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации.