Приглашаем посетить сайт

Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании
3. Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

3. Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

В 60-е годы XX в. многое изменилось в исторических судьбах Великобритании. Эта страна (ее население тогда составляло 2% всего человечества) перестала быть могущественной колониальной империей, которой когда-то принадлежала четверть суши нашей планеты, где проживала треть населения Земли. В начале 60-х годов в Содружество (ранее Британское Содружество Наций) кроме Великобритании входили Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада, Индия, Пакистан, Цейлон, Гана, Малайская Федерация, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танганьика, Кипр и колонии. В начале 90-х Содружество включало в себя 50 бывших колоний Великобритании, ставших независимыми и обладавших разным статусом государств. Под контролем Великобритании оставались 14 колониальных территорий с населением около 6 млн. человек. Во второй половине 90-х годов в Содружестве насчитывалось 53 бывших доминионов и колоний[184].

В 60-е годы Британия занимала третье место в мире по производству промышленных товаров, в области транспортного машиностроения она уступала только США. Большинство работающих англичан были заняты в промышленности и в сфере обслуживания. К 90-м годам серьезно изменилась структура капиталовложений страны. Увеличились инвестиции в передовые наукоемкие отрасли (страна занимает одно из ведущих мест в мире по затратам на научные исследования и разработки). В это же время на лидирующие позиции в мире вышло и английское сельское хозяйство, хотя в нем работает очень незначительная часть населения – 2,1%.

В 60–90-х годах XX в. во главе правительства попеременно оказывались консерваторы и лейбористы (например, Гарольд Вильсон находился у власти с 1964 до 1970 г., а затем с 1974 до 1976 г., а Маргарет Тэтчер – с 1979 до 1990 г.)

с 1988 г. существует коммунистическая партия Британии. В стране в 90-х годах было официально зарегистрировано 309 тред-юнионов.

Одним из наиболее серьезных в рассматриваемый период стал возникший в 1969 г. политический и социальный кризис в Северной Ирландии – Ольстере. Большой резонанс в мире получил вооруженный конфликт Великобритании и Аргентины 1982 г. «Приливы» и «отливы» британской экономики сказывались на социально-политической ситуации в стране, которая пережила ряд крупных забастовок. Неоднозначно проходит для Великобритании и процесс евроинтеграции (с 1973 г. она – член ЕС).

Тем не менее стране удалось справиться с наметившимся в конце 80-х годов замедлением роста экономики. В 1994 г. снизился уровень инфляции. В начале 90-х годов на 25% увеличился доход среднестатистической семьи. В Великобритании медицинское обслуживание и образование бесплатны, но наряду с ними действует и частный сектор[185].

Изменения, произошедшие в стране, существенно повлияли и на развитие прессы Великобритании, тем более что ее печать, радио и телевидение заняли существенное место в мировых средствах массовой информации.

В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[186].

газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.

Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».

Проблема монополизации английской прессы в начале 60-х годов изучалась королевской комиссией по вопросам печати. Было выявлено, что три концерна обладали 67% всех газет Англии, кроме воскресных; они же владели 87% воскресных газет. Четыре концерна контролировали две трети тиражей газет и все тиражи массовых журналов страны: «Общая сумма капиталов этой четверки – Бивербрука, Кинга, Ротермира и Томсона – превысила капиталы всех остальных газетно-журнальных издательств, вместе взятых»[187]. Рой Томсон – выходец из Канады, бывший торговец радиоприемниками, в 30-е годы начал скупать газеты и в своей стране и за рубежом. В 1953 г. он приобретает шотландскую газету «Скотсмен» («Шотландец»), а в конце 50-х годов пытается включиться в дальнейший дележ газетно-журнального рынка Англии. Однако ему не удалось обойти С. Кинга, ставшего в 1961 г. владельцем крупнейшей на Западе журнальной империи. Томсон укрепляет свои позиции в сфере средств информации в Азии и Африке, а затем в Англии начинает издавать журнал «Фэмили Серкл» («Круг семьи»). В начале 60-х годов в поле зрения Томсона попадает газета «Таймс», которая в это время испытывала трудности: тираж в 250 тыс. экземпляров не позволял ей ощущать себя достаточно стабильно. Финансовое положение Томсона в это время было достаточно прочным, и его капиталы служили серьезной гарантией возможного процветания газеты, считавшейся «английской национальной институцией». В 1966 г. «Таймс» после долгих дебатов перешла в руки Томсона. К концу 60-х годов тираж этой независимой, но близкой к консерваторам газеты составлял 401 тыс. экземпляров, объем – 18–20 страниц. Для королевы и членов кабинета готовилось специальное издание на особой бумаге.

Объектом ожесточенной конкуренции стала в 1968 г. газета «Ньюс оф де Уорлд», тираж которой – свыше 6 млн. экземпляров – был самым высоким из тиражей английских газет. В борьбе за «Ньюс оф де Уорлд» столкнулись интересы представителей нового поколения английских владельцев прессы, которое в полной мере заявит о себе позднее и как бы «персонифицирует» многие тенденции развития журналистики, как в самой Англии, так и за ее пределами. Это австралийский магнат Руперт Мэрдок и Роберт Максвелл (в прошлом Людвиг Хох), ставший гражданином Англии после второй мировой войны. В 1968 г. Мэрдок получает существенную часть акций «Ньюс оф де Уорлд», а через некоторое время становится представителем компании, сменив на этом посту сэра Уильяма Карра. В 1969 г. Мэрдок покупает у концерна ИПК убыточную ежедневную газету «Сан» («Солнце»), заменившую в 1964 г. лейбористскую «Дейли Геральд».

Изменения происходят и в самой ИПК, главным предприятием которой в 60-х годах была массовая ежедневная газета «Дейли Миррор». Глава ИПК Сесиль Кинг в 1968 г. вступил в конфликт с премьер-министром Гарольдом Вильсоном, после чего вынужден был уйти в отставку: «Непрочность положения Кинга – продолжателя дела магната прессы Нортклифа – показалось для многих непосвященных невероятным и загадочным сюрпризом. Однако за этим вырисовывалась и непрочность финансовых позиций самого концерна. Несмотря на гигантские размеры его разросшегося владения, Кинг начал к тому времени обнаруживать свою неспособность учитывать все последствия дорогостоящих сделок»[188]. Фактически произошло слияние ИПК и концерна «Рид Корпорейшн» – гиганта бумажно-целлюлозного производства.

В 60-е годы укрепились позиции важнейших периодических изданий Великобритании. Возрос тираж «Гардиан» и достиг 21 тыс. экземпляров (эту газету контролировала компания «Манчестер Гардиан энд Ивнинг Ньюс Лтд.»). Далеко обошла своих «качественных» конкурентов «Дейли Телеграф»: ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой «Дейли Миррор» перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж «Дейли Мейл» (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира «Файнэншл Таймс» – 156 тыс. экземпляров. Несколько снизился тираж «Дейли Экспресс» (3853 тыс.) и «Дейли Скетч» (915 тыс.)[189].

В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства[190]. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, – «Дейли Геральд»; «Ньюс Кроникл» («Хроника новостей») и «Дейли Скетч». Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет[191].

В 1966 г. «Дейли Уоркер» была заменена газетой «Морнинг Стар», которая, оставаясь коммунистическим изданием, заявила о себе как о трибуне всех левых сил страны. Компартия стремилась укрепить свою социальную базу и упрочить связи с лейбористским движением. Вначале тираж «Морнинг Стар» значительно возрос, но затем он существенно снизился. Проблема распространения газеты приобрела новую остроту.

В 60-е годы Би-Би-Си сохраняла монополию на центральное радиовещание на территории Великобритании. Би-Би-Си не могла получать доходы от рекламы и существовала за счет абонентной платы (в 1966 г. число радиоабонентов достигло 3,5 млн. человек) и продажи своих изданий. В это же время развернулась широкая кампания в поддержку создания частных радиостанций. Появились «пиратские» радиопередатчики, которые базировались на судах и заброшенных фортах. В 1966 г. появился специальный закон, направленный против «пиратских» радиостанций[192].

Азии. Наблюдался и рост объема передач на африканских языках – хауса, суахили, а также англо- и франкоязычных передач для Африки. Шло развитие радиослужб для Америки. 14 часов в неделю шли передачи на болгарском и 30 часов – на русском языках. Крупнейшей редакцией Би-Би-Си в Европе в это время становится редакция на немецком языке – 33 часа 15 минут в неделю. Стало больше передач на португальском и греческом языках[193].

В 60-е годы упрочились позиции независимого телевидения, которое, не взимая абонентной платы, получало доходы от рекламы.

между радио, телевидением и периодической печатью стала актуальной, хотя и не приобрела ту остроту, которую ей предсказывали эксперты в области средств информации. Смягчало возможное противостояние и то обстоятельство, что пресса и телевидение (а затем и радио) все больше сосредоточивались в одних руках.

На рубеже 60–70-х годов группа «Ассошиэйтед Ньюспейперс» являлась не только владельцем газет и журналов, но и контролировала телевизионную компанию «Саузерн Телевижн» («Южное телевидение»), а также телевизионные станции в Австралии. Осуществлял вложения в телевидение крупнейший английский концерн «Интернэйшнл Паблишинг Корпорейшн». Рой Томсон владел 30 радио- и телестанциями, 183 ежедневными газетами, 150 различными периодическими изданиями по науке и технике. В 60-е годы получила дальнейшее развитие тенденция конгломерирования капитала в области средств информации (пример тому – слияние ИПК и «Рид Интернэйшнл»), а также все более очевидным стал его международный характер.

Во всех без исключения средствах информации Великобритании возрос удельный вес рекламы, ставшей мощным рычагом регулирования их деятельности: с конца второй мировой войны по 70-е годы английское правительство ежегодно тратило на рекламные кампании в печати, на радио и телевидении 5,5 млн. фунтов стерлингов.

На первый план выдвинулась группа Роя Томсона, обладавшая периодическими изданиями во всей Великобритании, США, Канаде, Латинской Америке, Африке, а также радио- и телестанциями. Сохраняла свои лидирующие позиции и ИПК, несмотря на финансовые затруднения, которые она сумела решить путем слияния с «Рид Корпорейшн». Ведущей газетой ИПК оставалась «Дейли Миррор», этой же монополии принадлежали воскресные газеты, провинциальные издания, женские журналы; пока еще сохранялся контроль ИПК над рядом изданий Африки. «Ассошиэйтед Ньюспейперс», концерн Бивербрука «Пирсон – Лонгмен», группа Берри занимала существенное место на газетно-журнальном рынке Великобритании. В 1969 г. в Англии стала действовать монополия Руперта Мэрдока «Ньюс Лтд.», которая будет набирать силу в последующие годы.

Самые крупные тиражи ежедневных газет распределялись в Англии следующим образом: ИПК – одна треть, Бивербрук – одна четверть, Р. Мэрдок – одна десятая. В начале 70-х годов общий разовый тираж восьми столичных и 100 провинциальных газет Великобритании составил 27 млн. экземпляров, 488 экземпляров на 1000 человек[194].

В это время определилась политическая ориентация ведущих английских изданий. На консервативную партию (вернее на ее правое крыло) ориентировались «Дейли Мейл», «Дейли Телеграф», «Санди Телеграф» («Воскресный телеграф»), «Дейли Экспресс», «Санди Экспресс», «Ньюс оф де Уорлд», «Бирмингем Пост» («Бирмингемская почта»), «Йоркшир Пост» («Йоркширская почта»), «Скотсмен», «Санди Таймс», «Файненшл Таймс». Консервативная пресса центристского толка включала в себя газеты «Таймс», «Сан», еженедельники «Экономист» и «Спектейтор». К либеральному центру относились «Гардиан», «Обсервер», «Лиснер». Правое крыло лейбористов опиралось на «Дейли Миррор» и «Пипл»; лейбористский центр – на «Нью Стейтсмен» («Новый государственный деятель») и «Трибюн». Среди изданий, связанных с компартией, можно отметить «Морнинг Стар», «Коммент», «Лейбор Мансли».

В 70-е годы четко определялись читательские «ниши» качественных и массовых английских изданий. Если 25% читателей «Таймс» принадлежали к высшим кругам общества, то применительно к «Дейли Миррор» эта цифра составляла 1%, а к «Дейли Экспресс» – 3%. 39% рабочих страны читали «Дейли Миррор», 31% – «Дейли Экспресс»[195]. Соответственно сформировалась и модель того или иного типа газеты (как содержательная, так и оформительская): «качественная» пресса в освещении наиболее важных социально-политических проблем апеллировала к разуму читателя, опираясь на систему аргументов, убеждающих аудиторию в логичности рассуждений и доказательств. Массовая пресса в основном использовала метод внушающего воздействия, которое «прививает психические состояния, т. е. идеи, чувствования и ощущения без помощи логики и каких-либо доказательств»[196]. Обилие иллюстраций, броские заголовки, набранные крупным шрифтом, стремление ориентироваться на язык улицы – все это стало отличительными чертами «популярных» газет. Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место. По мнению владельцев массовых газет, на их полосах не нужно печатать то, что можно увидеть по телевидению, т. е. информацию. Не случайно, что рост тиражей массовых газет вызвал в 70-е годы обеспокоенность английской общественности[197].

– начале 80-х годов в Великобритании продолжали действовать тенденции концентрации и монополизации в сфере средств массовой информации. С 1920 по 1970 г. число английских газет сократилось почти на 35%; с 1974 по 1981 г. вместо 1300 провинциальных газет стало выходить 800; за 30 лет, к началу 80-х годов, количество газет, не принадлежавших концернам или конгломератам, уменьшилось с 490 до 220.

В середине 70-х годов Великобритания столкнулась с серьезными кризисными явлениями в сфере печати: у ряда изданий сократился тираж, снизились прибыли. Сдали свои позиции «газетные короли» старшего поколения, в списке национальных газет не стало изданий Томсона, Бивербрука, Асторов. Снизились тиражи национальных газет: в 1970 г. они составляли 37 млн. экземпляров, в 1980 г. – 33,5 млн. Кризис не обошел и партийную прессу; в 1974 г. тираж «Морнинг Стар» был 45000 экземпляров, в 1976 – 41235, в 1979 – 34588 экземпляров.

В начале 70-х годов возникли затруднения у газеты «Таймс», новому владельцу которой, Р. Томсону, не удалось сделать из нее прибыльное предприятие. Дефицит «Таймс» приблизился к двум миллионам фунтов стерлингов[198].

В 1978–1979 гг. над «Таймс» нависла угроза закрытия: «Несмотря на свой престиж, "Таймс" давно приносила владельцам убытки. Сложные отношения с профсоюзами в связи с попытками внедрить современную технику печати и соответственно выбросить на улицу "лишний персонал" уже привели в 1978–1979 годах к тому, что хозяева прекратили выпуск "Таймс" на 348 дней»[199]. Варианты спасения газеты обсуждались достаточно долго; речь шла о возобновлении публикации «Таймс» в провинциальной типографии, оборудованной новейшей технологией, и даже о переводе производства «Таймс» в США, чтобы доставлять ее ежедневно в Великобританию и продавать по более низкой цене. Журналистами «Таймс» было внесено предложение создать консорциум, который смог бы купить газету. Кандидатура возможного покупателя «Таймс» обсуждалась не только в английских средствах массовой информации, но и за рубежом[200]. Королевская комиссия по прессе в середине 70-х годов пришла к заключению, что выход из кризиса можно достигнуть путем внедрения новой техники и сокращения на треть рабочей силы.

Несмотря на кризис, охвативший «традиционную» печать Великобритании, ряду изданий в 70-е годы удалось не только сохранить свою экономическую эффективность, но и снискать популярность у широкой аудитории. Это касается, например, бесплатных газет, число которых с 1974 по 1981 г. возросло с 194 по 512. Их аудитория в начале 80-х годов составила 95% населения страны.

в неделю (меньше, чем у США и СССР), передачи велись на 37 языках. В 70-е годы в структуре вещания Би-Би-Си постоянно происходили изменения, но самыми крупными иностранными редакциями оставались арабская, французская и немецкая. Среди социалистических стран русская служба занимала центральное место (45 часов в неделю). В это же время проводилось регулярное техническое переоснащение Би-Би-Си[201].

Степень концентрации производства в газетной индустрии Великобритании начала 80-х годов, когда 80% тиража английских газет издавалось тремя транснациональными корпорациями – «Ньюс Интернэйшнл», «Рид Интернэйшнл», «Трафальгар Хаус», – была очень высока. Газетно-журнальное производство (по совокупной стоимости выпускаемой продукции) находилось на 3-м месте среди отраслей английского хозяйства. Было подсчитано, что каждая четвертая из пяти английских газет принадлежит концернам или конгломератам, в том числе носящим транснациональный характер. «Трафальгар Хаус», поглотившая империю Бивербрука (ей принадлежал «Дейли Экспресс»), была связана с кораблестроительными отраслями, туризмом, торговлей недвижимостью. Чтобы открыть новую газету – «Дейли Стар» («Дневная звезда»), этот концерн продал несколько зданий в Лондоне за 40 млн. фунтов стерлингов. «Ассошиэйтед Ньюспейперс» контролировала добычу нефти, являясь собственником земли, транспорта, ресторанов. В конце 70-х годов «Рид Интернэйшнл» вложил большую сумму в южноафриканскую компанию по производству упаковки.

В первой половине 80-х годов шло дальнейшее перераспределение сил на рынке средств массовой информации Великобритании. С Флит-стрит ушел конгломерат «Трафальгар Хаус». Потомки и наследники Бивербрука, Томсона, Кэмроза оказались не так хорошо приспособленными к жесткой конкурентной борьбе, как их предшественники. На первое место в сфере масс медиа Великобритании выдвинулись Руперт Мэрдок и Роберт Максвелл.

Для прессы Великобритании 80-х годов было характерно продолжающееся усиление концентрации в сфере печати. 70% ежедневной и воскресной прессы контролировали группы ставшего американским гражданином Р. Мэрдока («Ньюс Интернэшнл»), Р. Максвелла («Миррор Груп Ньюспейперс»), лорда Стивенса («Юнайтед Ньюспейперс»). Оставались сильными позиции групп Ротермира и Томсона.

К началу 80-х годов Руперт Мэрдок уже считался одним из известных международных «лордов прессы». Его отец – друг Нортклифа – был издателем газет «массового интереса» в Австралии. Сам Р. Мэрдок успешно занимался газетным бизнесом в Австралии, где приобрел навыки конкурентной борьбы, которые пригодились ему в ходе завоевания рынка прессы за пределами его родной страны. Империя Мэрдока изначально формировалась как транснациональная. Конец 60-х годов был ознаменован приобретением Мэрдоком двух массовых английских газет – «Ньюс оф де Уорлд» и «Сан». В 70-е годы этот магнат прессы активизировался в США, где стал владельцем одной из старейших газет страны – «Нью-Йорк Пост» («Почта Нью-Йорка»), основанной в 1801 г. К этому времени он уже купил две газеты в Техасе, основал ежедневник «Стар», завладел газетой «Виллидж Войс» («Голос Виллиджа»), а также журналами «Нью-Йорк» и «Нью Уэст» («Новый Запад»), что явилось сенсацией и за пределами Америки.

«Таймс» и «Санди Таймс». Его империя уже включала в себя свыше 80 газет, журналы, радио- и телестанции, киностудии, фирмы грампластинок, нефтепромыслы, горнорудные карьеры, животноводческие фермы. Несмотря на то, что совместный разовый тираж газет, приобретаемых Р. Мэрдоком, выходил за рамки, установленные антимонопольным законодательством, сделка состоялась. Согласно акту 1973 г. о добросовестной торговле продажа изданий допускается, если они нерентабельны (а как известно, «Таймс» переживала тогда серьезные финансовые затруднения).

После смены владельцев «Таймс» произошли перемещения в ее редакционном аппарате, вынужден был уйти со своего поста редактор г. Эванс. В дальнейшем на 17% был сокращен персонал редакций и типографий. Было положено начало той войне Р. Мэрдока с профсоюзами, которая развернулась в середине 80-х годов.

Антимонопольное законодательство не было применено, когда крупная книгоиздательская компания «Бритиш Принтинг энд Комьюникейшн» во главе с Робертом Максвеллом в 1984 г. приобрела газеты «Дейли Миррор», «Санди Миррор» и «Санди Пипл». Конкуренция между массовыми изданиями Максвелла и Мэрдока усилилась.

Роберт Максвелл являлся в 80-е годы одной из самых динамичных и противоречивых фигур английской журналистики. Родившийся в Словакии, во время второй мировой войны воевавший в британской армии, он попробовал свои силы и в бизнесе, и в политике. Исключительно много энергии вложил Максвелл в принадлежавшее ему издательство «Пергамон Пресс». После неудачных попыток стать издателем газет «Ньюс оф де Уорлд» и «Сан», Максвелл начинает в 1975 г. выпускать газету «Скотиш Дейли Ньюс» («Шотландские ежедневные новости») с подзаголовком «Как прекрасно жить на свете», которая очень скоро потерпела крах. Максвелл пытался вступить в борьбу за «Таймс», но его шансы в тот момент оказались невелики.

«Миррор». По словам ее главного управляющего, решение распродать «Миррор» было принято «прежде всего потому, что она была неприбыльна. Мы знали, что именно не в порядке с нашей собственностью, но считали, что налаживать порядок было бы непроизводительным»[202]. Максвеллу удалось перехватить инициативу, и он стал владельцем «Дейли Миррор», «Санди Миррор», «Пипл», «Дейли Рекорд» и «Спортинг Лайф» (ее читателем была королева Великобритании). На рубеже 1980–1990-х годов «Дейли Миррор» и «Дейли Рекорд» издавались тиражом, равным четверти совокупного тиража ежедневной британской прессы.

частного владельца ТФ-1 – программы французского телевидения. «Географически» интересы Максвелла превратились в глобальную сеть, охватывающую различные регионы Европы, Америки, Азии и Африки[203].

Английская пресса 80-х годов постоянно ощущала влияние транснациональных корпораций, при активном участии которых происходит слияние капитала в газетном мире западных государств. Например, английская издательская группа Пирсон – Лонгмен во второй половине 80-х годов приобрела французскую газету «Эко» и укрепила связи с голландской издательской компанией Эльзивир. Английский капитал поддерживал прессу африканских стран, в частности через англо-южноафриканский концерн «Лонро». Южноафриканские финансисты, в свою очередь, установили контроль над одним из английских журнальных объединений. Крупнейшие информационные корпорации Великобритании начали открывать для себя рынок в странах Восточной Европы: Болгарии, Венгрии, Румынии.

Что касается прессы самой Англии, то здесь всемерно укрепились позиции частного капитала, в том числе иностранного: 70% английской печати оказались вне контроля граждан страны.

Следствием сверхмонополизации английской печати явилась ее содержательная унификация, что вызвало озабоченность общественности; поэтому естественным было стремление журналистов к созданию газет, не принадлежащих магнатам прессы, например «Санди Корреспондент» (1989) и «Индепендент» (1986).

В середине 80-х годов в Великобритании развернулись процессы технического переоснащения прессы, что повлекло за собой массовые увольнения и взрыв социального недовольства в стране.

– Уоппинге, куда Р. Мэрдок собирался перевести выпуск всего тиража своих английских газет. Комплекс был оснащен американским оборудованием. Используя антипрофсоюзное законодательство, согласно которому предприниматель вправе принимать на работу не членов профсоюза, Мэрдок собирался перевести в Уоппинг лишь тех, кто примет на себя обязательство не участвовать в забастовках. В ответ на ультиматум печатники не вышли на работу. В свою очередь, Мэрдок уволил 6 тыс. участников забастовки, что положило начало длительному и напряженному конфликту, который закончился поражением полиграфистов.

Конфликты неоднократно возникали на предприятиях Максвелла и в редакциях его изданий: журналисты, уволенные им, потребовали исключить Р. Максвелла из лейбористской партии.

Прогноз, составленный в середине 70-х годов, начал сбываться: были сделаны шаги к полному техническому перевооружению прессы, одновременно сопровождавшиеся массовыми увольнениями. Преодоление кризисных явлений в английской прессе досталось дорогой ценой.

Технологическая революция в области средств массовой информации, связанная с упразднением типографского набора и введением спутникового телевидения, а также рост рекламы, наблюдавшийся в английских масс медиа, способствовали повышению рентабельности ряда газет. К тому же снизился размер капитала, необходимый для выпуска новых изданий, что стало стимулом для расширения качественного своеобразия прессы страны.

В 80-е годы Великобритания обладала широкоразветвленной сетью периодической печати. Продолжало сохраняться традиционное для страны деление прессы на качественную и массовую. И та, и другая сохраняли свою направленность: первая обращалась к образованному читателю, часто связанному с системой управления, была информативна и аналитична; вторая, ориентируясь на широкую аудиторию, скорее следовала ее вкусам и запросам, чем пыталась изменить или усовершенствовать природу человека. Обе разновидности британской прессы нашли и своего рекламодателя. На страницах качественной печати печаталась дорогостоящая реклама тяжелой промышленности, строительной индустрии, недвижимости; массовая рекламировала, как правило, товары массового потребления.

«Ньюс оф де Уорлд» (4,78 тыс. экземпляров), «Сан» (4,05 млн.), «Миррор» (3,26 млн.), «Дейли Экспресс» (1,98 млн.), «Дейли Мейл» (1,86 млн.). Тиражи качественных изданий распределялись следующим образом: «Дейли Телеграф» (1,3 млн. экземпляров), «Гардиан» (421,6 тыс.), «Таймс» (305,7 тыс.), «Файненшл Таймс» (204 тыс.).

Отличалась разнообразием английская журнальная периодика. Ее представляли политико-экономические и научные издания, например, «Экономист» (232,1 тыс. экземпляров). Освещал проблемы политики, литературы и искусства еженедельный журнал «Нью Стейтсмен» (40 тыс.), основанный при участии Дж. Б. Шоу и имевший лейбористскую окраску, и журнал «Спектейтор» (18,4 тыс.), ориентировавшийся на консерваторов. Среди изданий по вопросам науки и техники серьезное место занимал еженедельный журнал «Нью Сайнтист» (77,2 тыс.).

Английская военная периодика была представлена рядом журналов: «Дифенс» («Оборона») (11,3 тыс.), «Армд Форсиз» («Вооруженные силы»), «Арми Куотерли энд Дифенс Джорнэл» («Армейский ежеквартальный журнал по вопросам обороны») (20 тыс.).

Иллюстрированными еженедельниками для женщин являлись «Вумэн» (1,3 млн. экземпляров), «Вумэнз Оун» («Журнал для женщин») (1,38 млн.), «Ми» (1,25 млн.).

Большой популярностью пользовались в Великобритании издания, освещающие деятельность телевидения и радио, – «Радио Таймс» (3,36 млн.) и «Лиснер» (29,2 тыс. экземпляров).

«Бритиш-Совьет Френдшип» («Британо-советская дружба») (3 тыс.). Распространялся в Советском Союзе также ежеквартальный журнал на русском языке «Англия».

Широкую известность получили журналы «Уэст Африка» («Западная Африка» (31 тыс. экземпляров), «Нью Африкэн» («Новый африканец») (42 тыс.), «Африка» (92,5 тыс.), освещавшие политико-экономические и социальные проблемы Африканского континента.

В 80-е годы серьезные трудности испытывала партийная печать: закрылся официальный еженедельник лейбористов «Лейбор Уикли». Стал снижаться тираж «Морнинг Стар» – издания Коммунистической партии Британии. Коммунистическая партия Великобритании приступила, к изданию еженедельника «7 Дейз» («7 дней»), оставшись без ежедневной газеты.

Широкое распространение в Великобритании получили альтернативные издания, публиковавшиеся на кооперативной основе на средства профсоюзов или демократически настроенных лиц. Во второй половине 80-х годов в стране насчитывалось около 80 таких малоформатных газет, напоминающих бюллетень и выходящих нерегулярно небольшими тиражами.

В конце 80-х годов было заметно оживление в сфере провинциальной печати, которая стремилась расширить свою аудиторию. Появились также издания, рассчитанные на «цветных» британцев и на выходцев из Азии. Британские издатели планировали создать специальную «говорящую газету» для слепых[204].

телевидения, то планировалось оставить два национальных канала радио, создать три общенациональных канала эфирного телевидения (два – в ведении Би-Би-Си), обсуждался вопрос о расширении возможностей коммерческих эфирных телекомпаний, речь шла о создании новых космических телевизионных каналов, расширении кабельной сети и создании местных микроволновых телестанций.

В 1982 г. был открыт первый британский канал спутникового телевидения, в 1989 г. он начал использовать люксембургский спутник «Астра», след которого охватывает всю Западную Европу. В дальнейшем на орбиту были выведены очень дорогостоящие спутники «Марко Поло», что расширило возможности британского телевидения.

В 80-е годы шло изменение структуры агентства «Рейтер». Руководство заявило, что первоочередной задачей «Рейтер» является достижение самых высоких стандартов в организации службы новостей. В это время агентство превратилось в гораздо «более международную службу», чем какое-либо другое: журналистский штат «Рейтер» за рубежом составлял 514 человек, «Ассошиэйтед Пресс» – 346, «Франс Пресс» – 310. К 1984 г. штат агентства насчитывал 3865 сотрудников. Из них 2085 в Европе, 817 в Северной Америке, 675 на Ближнем Востоке, в Азии, Австралии, 288 в Латинской Америке. Самый большой оборот средств агентства был связан с европейским рынком. «Рейтер» создало одну из наиболее разветвленных компьютерных сетей в мире. Его базы данных находились в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Франкфурте, Женеве[205].

В 1984 г. «Рейтер» перестало быть частным предприятием и стало акционерным обществом. Его прибыль составила почти 100 млн. долларов. Сотрудники «Рейтер» ежедневно готовили 60 тыс. слов информации для 15 тыс. органов пропаганды, предприятий и банков почти в 160 странах мира. Экономическая служба предоставляла сведения о курсах валют, расценках товаров. К концу 80-х годов в «Рейтер» существенно увеличилась доля, принадлежавшая Р. Мэрдоку.

«Файненшл Таймс», выходящая двумя изданиями: одно предназначается для жителей Британских островов, другое носит интернациональный характер и распространяется в 160 странах, его читают в финансовых столицах мира. Газета получает разностороннюю информацию не только из Европы, но из Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Было принято решение о совместном издании «Файненшл Таймс» и российских «Известий». «Файненшл Таймс» сотрудничает с Эн-Би-Си, передает деловые бюллетени и финансовые новости на радиостанции – как британские, так и зарубежные. 24 часа в сутки и 360 дней в году «городская линия» «Файненшл Таймс» передает важнейшую коммерческую информацию[206].

Для жителей объединенной Европы предназначал Р. Максвелл свою новую воскресную газету, вышедшую в мае 1990 г. и ставшую региональным изданием. Качественная, богато иллюстрированная (в газете используется цветная печать) «Юэропиэн» («Европеец») вышла тиражом 300 тыс. экземпляров.

Но в целом в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Несколько упали доходы «Ньюс оф де Уорлд», «Сан». Определенные потери понесли воскресные газеты (закрылась «Санди Корреспондент» («Воскресный корреспондент») и ряд других новых воскресных изданий). Приносила убытки «Тудей» («Сегодня») Р. Мэрдока. В рассматриваемый период только качественные газеты сохранили свои тиражи.

В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван и тем, что молодежная аудитория переориентировалась не только на телевидение. В ее распоряжении оказался широкий набор видеопродукции, компьютерные игры, с которыми «старым» средствам информации конкурировать достаточно сложно.

Не смогли решить свои проблемы и партийные издания. Осложнилось положение марксистской «Морнинг Стар», так как ее перестала покупать «Союзпечать». Трудности в организации собственной новой газеты продолжала испытывать группа Демократические левые (до 1991 г. – Коммунистическая партия Великобритании). В 1990 г. КПВБ распространяла таблоид «Чейнджиз» («Перемены») только среди членов партии.

выходить журнал «Энкаунтер» («Столкновение»). В 1992 г. исчез журнал «Лиснер», тогда же был закрыт известнейший юмористический журнал «Панч».

В последующие годы рынок английской прессы продолжало лихорадить. Рост цен на бумагу привел к тому, что газеты все больше и больше стали терять своих читателей. Ряд изданий решил использовать совместную полиграфическую базу, чтобы выдержать натиск конкурентов.

В 1993 г. Р. Мэрдок развернул «войну цен». Демпинговое снижение цен на принадлежащие ему издания привело к взлету их тиражей: тираж «Таймс» достиг небывало высокой отметки – 600 тыс. экземпляров. «Войны цен» не выдержала претендовавшая на независимость «Индепендент»: она перешла под контроль консорциума, возглавляемого «Миррор Групп Ньюспейперс» (при участии Испанской Республики). Снизился тираж «Дейли Телеграф»; возникло опасение, что разрушается рынок серьезных газет. Общественное мнение было обеспокоено и деятельностью массовой прессы, которая с начала 90-х годов проявила настойчивость в погоне за сенсацией и в «подглядывании в замочную скважину». Скандальный тон, «наклеивание ярлыков» были присущи многим таблоидам. В 90-е годы были предприняты попытки, приостановить чрезмерное вторжение средств информации в частную жизнь, однако они не увенчались успехом: в 1997 г. «Дейли Мейл» объявила убийцами несколько человек, оправданных судом. В 1996 г. перешел на еженедельный выпуск журнал «Демпстерз» («Скользкие ступеньки»), специализирующийся на распространении сплетен и слухов. Кроме того, ежеквартально будет появляться его издание в очень дорогом полиграфическом исполнении[207].

Рубеж 1980–1990-х годов стал концом эры Флит-стрит. Это объяснялось тем, что многие издательские комплексы переехали в новые, современно оснащенные помещения. Пресса ощутила возможность нового притока капиталов и появления новых владельцев газетно-журнального рынка. После того как крупнейшие английские газеты «ушли» с Флит-стрит, появились не только новые черты в содержательной и графической концепциях британских национальных газет, но и в самом существе редакционной деятельности: сокращается элемент живого общения между журналистами, при сборе информации большую роль начинают играть телефон и компьютер, повышается статус сотрудников, «пакетирующих» готовую информацию, а репортеры неохотно покидают здание офиса[208].

В начале 90-х годов произошло новое перераспределение сил на рынке английских средств информации. После смерти Р. Максвелла (обстоятельства его гибели недостаточно ясны) встал вопрос о судьбе его наследия. Корпорация Максвелла была частично приобретена консорциумом «Макмиллан – Макгроухилл» и М. Закерманом (владельцем «Юнайтед Стейтс Ньюс энд Уорлд Рипорт»), «Юэропиэн» приобрели англичане братья Барклей. Что же касается «Миррор Груп Ньюспейперс», то решение ее проблем приобрело затяжной характер: общественность опасалась «сползания вправо» и самой группы, и газеты «Дейли Миррор», что могло бы усилить содержательную и политическую унификацию английской прессы. Исполнительным директором «Миррор Груп» стал Дэвид Монтгомери[209].

«Миррор» (под таким названием он решил выпускать «Дейли Миррор»). Газета в 1996 г. потеряла 4,9% своего тиража, который опустился до отметки 2533 тыс. экземпляров, в то время как ее постоянный конкурент «Сан» Р. Мэрдока снизила тираж только на 1,1%, продолжая продавать 4020 тыс. экземпляров. «Миррор» улучшила дизайн первой полосы и даже рискнула вынести на нее более серьезные темы. Газета надеется остаться изданием, привлекающим читателей обилием материалов об отдыхе и спорте[210].

Мохаммед аль-Файед, египетский бизнесмен, владелец крупных магазинов, в 1996 г. основал новую компанию «Либерти Паблишинг Лтд.». Он вел переговоры с Р. Мэрдоком о возобновлении таблоида «Тудей» (когда-то претендовавшего на роль первой национальной бесплатной газеты) и с «Рейтер» в целях приобретения принадлежащей агентству службы «Лондон Ньюс Радио», но не смог добиться успеха. Однако новая компания купила «Панч» и предприняла решительные меры по его возобновлению[211]. Аль-Файед пытался завладеть газетой «Обсервер». Получив отказ, он увеличил предлагаемую цену с 17,5 млн. фунтов стерлингов до 20 млн.

На рубеже 80–90-х годов нашего столетия проводились новые мероприятия, связанные с развитием законодательства о прессе Великобритании, поскольку в стране нет конституции как единого основного закона; конституционное значение приобрели прецедент, судебные решения и ряд законодательных актов: Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г. и др. В Великобритании действует антимонопольное законодательство, но одновременно сохраняются и возможности для того, чтобы обойти его на законном основании. Существуют законы о диффамации (клевете), охраняются интересы государства, но нет закона, позволяющего сохранить в тайне источник информации.

В конце 80-х – начале 90-х годов в Великобритании осуществлялись меры по регулированию средств массовой информации, продолжался административный контроль за прессой, радио и телевидением. Ряд судебных дел рассмотрел права британских журналистов на редакционную тайну. В 1989 г. стали вестись экспериментальные телепередачи из палаты общин, правда, сразу же были оговорены некоторые ограничения, связанные с соблюдением журналистской этики[212].

В 1990 г. в Великобритании был принят новый закон о радиотелевещании, внесший серьезные изменения в систему коммерческого телевидения. Закон предусматривает выдачу лицензий на право вещания (претендент должен пройти жесткий отбор и, в случае получения лицензии, неукоснительно выполнять зафиксированные в ней условия). Принятие нового закона фактически распространяет на Великобританию общие для стран Объединенной Европы правила регулирования деятельности радио- и телевещания.

–90-х годов был выдвинут законопроект об ограничении продажи порнографических изданий, однако он не получил единодушной поддержки, как и другой законопроект, направленный против расовой ненависти. В Великобритании сформировалась группа сторонников реформы английской неписаной конституции за включение в нее Билля о правах и положений о свободе информации[213]. В 1992 г. лейборист Клайв Соули внес в палату общин законопроект «О свободе и ответственности прессы». Этот шаг был вызван тем, что вопросы журналистской этики в конце 80-х – начале 90-х годов приобрели новую остроту. Комиссия Д. Кэлькатта, созданная по поводу «морального терроризма» прессы, рекомендовала заменить либеральный Совет по делам прессы жесткой Комиссией по жалобам на прессу. Но, похоже, что и эта комиссия оказалась недостаточно жестким регулятором журналистской деятельности. Кроме того, возникло обоснованное опасение, что ужесточение контроля над «разгребателями грязи» может повлечь за собой преследования тех, кто выступает на страницах газет со справедливой критикой.

Начало 90-х годов для Великобритании было связано с активизацией спутникового телевидения. В это же время в кризисной ситуации оказалось кабельное телевидение, у которого насчитывалось только 300 тыс. подписчиков (однако к 2000 г. кабельное телевидение войдет в 90% домов и квартир британцев).

Для английского телевидения 90-х годов характерны тенденции конкуренции и монополизации. С Би-Би-Си конкурируют коммерческое, а также спутниковое, кабельное и эфирное телевидение (правда, лишь 12% семей приобрели оборудование спутникового и кабельного телевидения). Слились несколько телевизионных компаний. Наибольший общественный резонанс вызвало объединение «Скай Телевижн» (владелец – Руперт Мэрдок) и «Бритиш Сателлит Бродкастинг». Так как обе службы были нерентабельными, антимонопольное законодательство в данном случае применено не было. В результате их финансовое положение упрочилось, и образовалась новая организация спутникового телевидения, которая приобрела характер небританской службы, – Би-Скай-Би. Была проведена «мини-приватизация» Би-Скай-Би, для чего ее владельцы прибегли к флотации, продаже части ее акций. Примеру Би-Скай-Би последовали и ее конкуренты. Би-Скай-Би предложила сенсационный рекламный проект: запустить на геостационарную орбиту специальный спутник «Скай» со светящейся рекламой.

«Би-Би-Си Энтерпрайзис»).

В настоящее время Великобритания продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по насыщенности прессой. Национальные или местные газеты читают трое из четырех англичан. В стране издается 160 ежедневных газет, 1300 ежедневников.

«Сан» (4073601 экземпляр), увеличился тираж «Дейли Мейл» (2039713). Повысили объем распространения «Мейл он Санди» (2138465), «Санди Таймс» (1138337); вне конкуренции – воскресная газета «Ньюс оф де Уорлд» (4656718). Стали продавать больше своих экземпляров «Таймс» (688205) и «Файненшл Таймс» (308556). Менее удачной оказалась ситуация для «Индепендент», «Дейли Телеграф» и «Санди Экспресс»: их тиражи снизились[214].

В 1997 г. выявилось перераспределение сил в плане политической ориентации национальных газет. Только «Дейли Телеграф», «Санди Телеграф», «Экспресс» и «Санди Экспресс» имеют в большинстве своем читателей, ориентирующихся на консерваторов. 75% аудитории других девяти национальных изданий, среди которых «Гардиан», «Обсервер», «Индепендент», «Миррор», «Санди Мирpop», склоняются к поддержке лейбористов. Примечательно, что новый премьер-министр Великобритании, лейборист Э. Блэйр, решил открыть выборную кампанию «виртуальным образом», войдя в сеть Интернет.

Радио- и телевизионное вещание Великобритании находится в ведении Би-Би-Си (носящей общественно-корпоративный статус) и Организации независимого радиовещания (Ай-Би-Эй). Телевещание осуществляется Би-Би-Си и 16 частными телекомпаниями, находящимися в ведении Ай-Би-Эй, Первый канал Би-Би-Си ведет передачи для 99% населения Великобритании, второй канал – 94%.

Сохранилось разделение труда между агентствами «Пресс Ассошиэйшн» (оно продолжает распространять внутреннюю информацию) и «Рейтер» – мировым агентством новостей. «Рейтер» занимает лидирующие позиции по распространению новостей; его частью стала крупнейшая телевизионная служба новостей «Висньюс». В 90-х годах «Рейтер» активно внедрялось в сферу электронных СМИ (это касается радиоканала «Лондон Ньюс» и спутникового телевидения). 70% новостей «Рейтер» получало при распространение мировой информации; 23% – компьютерных услуг, что связано с финансовыми проблемами; 7% – работа в сфере общеполитической информации.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о расширении «информационного поля» Великобритании. Страна, как и весь мир, вступает в эру «экранной» цивилизации, когда сознание человека будет формировать не привычная «жесткая» страница книги, а «мягкий» дисплей компьютера. Многие сомневаются, что в XXI в. средства информации сохранят свой массовый характер. По их мнению, информация будет потребляться индивидуально с помощью персонального компьютера (этот процесс уже начался). Сохранит ли тогда газета свой современный облик? По этому поводу существует множество точек зрения. «Колебания» газетно-журнального рынка Великобритании подтверждают, что пресса, несмотря на четырехвековую историю своего развития, снова столкнулась с проблемой поиска «своего лица». Видимо, оно будет определяться не только лихорадочными усилиями новых «охотников за сенсациями», но и усилением аналитических, комментирующих начал, хотя логика рынка, диктующая сейчас свои условия журналистике Великобритании, не всегда предсказуема.