Приглашаем посетить сайт

Ступников И.В. Английская комедия XVII - XVIII веков
Вступление

Как в зеркале отразили свой век

…Даже хорошие трагики Едва избегали бича комедии. Напыщенность ораторов была ее темой. И любая вещь, которая могла быть обманчивой и вводить в заблуждение своей ложной серьезностью и торжественностью, вынуждена была подвергнуться испытанию этим пробным камнем.

Шефтсбери. Солилоквия, или Совет автору. 1710.

Комедия всегда занимала одно из ведущих мест среди различных жанров английской литературы. Наиболее подвижный, наименее консервативный по самой своей сути жанр комедии обладает особой «чуткостью слуха», способностью непосредственно и тонко оценивать происходящее, быстро и точно реагировать на все изменения в социальной и духовной жизни общества. В силу своей природы комедия более чем какой-либо иной драматический род литературы приспособлена для изображения изъянов в окружающей действительности; именно в ней в разные эпохи впервые возникли и, развиваясь, нарастали критические и сатирические тенденции. Именно комедиографы, внимательно приглядываясь к людским порокам и недостаткам в социальном устройстве общества, чаще всего первыми вступали в дерзкий спор со своим временем. Авторы комедий, обладая даром, интуицией и проницательностью подлинных художников, были заняты не только воспроизведением и осмыслением тех реальных, во многом трагических и неразрешимых противоречий, которые обнажились в окружающей действительности, но и выдвижением положительной программы, способной привести к желательному согласованию счастья одного со счастьем всех людей общества.

Два века в истории любого жанра – период огромный, на его протяжении менялись не только философские и эстетические критерии, моральные и этические нормы, но и государственные и социальные формации. Между «Двенадцатой ночью» Уильяма Шекспира и «Соперниками» Ричарда Бринсли Шеридана пролегли эпохи, каждая из которых диктовала драматургу свои интересы, пристрастия и устремления.

Первые десятилетия XVII века озарены творческим гением двух великих драматургов английского Возрождения – Уильяма Шекспира (1564 - 1616) и Бенджамина Джонсона (1573 – 1637), среди произведений которых значительное место занимают комедии.

Эпоха, в которую творили Уильям Шекспир и Бенджамин Джонсон, была полна острых противоречий. В Англии происходила постепенная смена феодального способа производства капиталистическим. Возникала светская культура, вытеснявшая средневековый обскурантизм и церковное мракобесие, - гуманистическая культура Возрождения. Ее создателями стали выдающиеся мыслители и художники, которые, опираясь на традиции античности, противопоставили религиозно-мистическому учению церкви свое стихийно-материалистическое восприятие мира, освященное дерзновениями разума и живым опытом достижений человека в самых различных областях – культуре, технике, мореплавании, математике.

«огораживание»), разорение и обнищание английского йоменства, насильственное превращение огромных масс населения в нищих и бродяг – таковой была основа, на которой возводилось будущее буржуазное общество. «Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности… Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой»[1]

«наступления» были поистине ошеломляющими. Казалось, что писатели наверстывают упущенное, создавая удивительные произведения в самых разных жанрах литературного творчества: лирики и эпической поэзии (Эдмунд Спенсер и Филипп Сидни), бытового, психологического и авантюрного романа (Томас Нэш, Томас Делони и Роберт Грин), драматургии (Уильям Шекспир, Бенджамин Джонсон, Томас Хейвуд, Френсис Бомонд, Джон Флетчер).

Творчество Уильяма Шекспира и Бенджамина Джонсона стало высшей точкой в развитии ренессансной драматургии и театра, явившись в то же время переломным моментом в их истории. В произведениях этих драматургов получила глубокое раскрытие тема трагического кризиса гуманистической мысли, тема, лишь намеченная их предшественниками. Писатели эпохи Возрождения, мечтавшие о победе разума и справедливости, убеждались в том, что отношения, возникавшие на развалинах феодализма, несут человечеству новые формы гнета и закрепощения, что хозяевами жизни становятся буржуа с их циничной моралью и жестокостью.

1. Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. –е изд. Т. 4. с. 426.