Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
10. 6. Английский романтический театр

10. 6. Английский романтический театр

Английский романтизм развивался в основном в первое тридцатилетие XIX в., когда Англия стала одним из оплотов европейской реакции. Романтизм в Англии, как и в других странах, состоял из двух течений – революционного романтизма, представителями которого были поэты Байрон и Шелли, и консервативного, тенденции которого нашли свое выражение у поэтов «Озерной школы».

Новые формы искусства принесла в английский театр, переживавший период упадка, романтическая драма Байрона и Шелли.

Достижением английского романтизма было то, что он вернул в литературу и театр человека в гуманистическом смысле слова. Естественным было в этот период широкое обращение в театре к произведениям Шекспира.

Байрон. Крупнейшим драматургом-романтиком Англии был Байрон – властитель дум всех передовых людей того времени. Творчество Джорджа Байрона (1788–1824) проникнуто воинствующим гуманизмом, направлено в защиту человека и его прав, против всех форм угнетения и насилия. Байрон вел борьбу против реакционного романтизма, подчеркивая свою идейную связь с просветительством XVIII в. Несовместимость идеалов поэта с современной ему английской действительностью порождает трагическую тему его творчества.

Он создает культ разочарованного, мрачного героя, мстящего обществу за свои страдания. Байроновская «поэзия зла» была формой проявления любви к человечеству. Эту сущность гуманизма Байрона прекрасно определил Чернышевский, назвав его «мизантропом», страдающим от любви к людям».

Наиболее характерны для мировоззрения и художественного метода Байрона следующие пьесы: «Манфред» (1817), «Марино Фальеро» (1820), «Каин» (1821), «Двое Фоскари» (1821).

«Манфред» – это, по определению В. Г. Белинского, «образец лирической драмы философского характера». Действие происходит в Альпах, где сама обстановка гармонирует с монументальностью и мрачным колоритом пьесы. Манфред, одинокий, разочарованный и гордый, – типичный байроновский герой.

В прошлом он любил человечество, теперь же не верит в людей, в добро, в знания, и это безверие губит самого героя.

Мысль драмы раскрывается не в действии, которое почти отсутствует, а в больших монологах Манфреда.

Трагическое веяние драм Байрона, созданный им тип философско-романтической драмы во многом определили пути и особенности европейской романтической драматургии XIX в.

После переезда в 1817 г. в Италию Байрон участвует в национально-освободительном движении и сближается с тайным обществом карбонариев, боровшихся за национальную независимость Италии против Австрии. Участие в политической жизни страны наложило свой отпечаток на трагедии, написанные на итальянском историческом материале, – «Марино Фальеро» и «Двое Фоскари».

В 1821 г. была написана философская драма «Каин». Образ Каина близок образу Манфреда. В этой драме Байрон избирает в качестве героя легендарный библейский персонаж. С религиозной точки зрения Каин – первый преступник, носитель зла. А байроновский Каин – первый бунтарь, первый человек, который отказывается от рабской покорности, от безропотного повиновения и восстает против установленного миропорядка, освященного авторитетом бога.

Джордж Байрон представлял собой яркий тип художника-романтика, дав название целому художественному явлению – байронизму.

Самым известным героем поэзии Байрона стал Чайльд Гарольд, герой поэмы «Паломничество Чайльда Гарольда» (1812). Именно это произведение сделало Байрона знаменитым. Образ Чайльда Гарольда – это образ английского аристократа, отправившегося в путешествие по дальним странам. Поэма стала эталоном романтической жизни.

Трагическое веяние драм Байрона, созданный им тип философско-романтической драмы во многом определили пути и особенности европейской романтической драматургии XIX в.

© 2000- NIV