Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 13 Аристофан

3. 13 Аристофан

Аристофан – единственный представитель древней комедии, пьесы которого до нас дошли (хотя далеко не все). От произведений других комедиографов остались лишь небольшие отрывки. Аристофан родился около 446 г. до н. э., умер в 385 г. до н. э. Родители его были афиняне, люди свободнорожденные, но, по-видимому, не очень состоятельные. Писать Аристофан начал очень рано. Первая его пьеса была поставлена еще в 427 г. и получила вторую награду. С самого начала своей театральной деятельности Аристофан принял на себя роль мудрого наставника, заступника своих сограждан и уже никогда не забывал ее. Комедии Аристофана, этого «ярко выраженного тенденциозного поэта» , и сейчас поражают бесстрашием своей сатиры.

От Аристофана дошли до нас 11 комедий, написал же он более 40 пьес. В своих комедиях Аристофан поднимает самые разнообразные вопросы современной ему действительности. В некоторых комедиях он выступает против Пелопоннесской войны и призывает к заключению мира со Спартой («Ахарняне», «Мир»), В других критикует деятельность афинских государственных учреждений и нападает на бесчестных демагогов, обманывающих народ («Осы», «Всадники»). Есть и такие пьесы, в которых затрагиваются вопросы идеологического характера: критикуется философия софистов и новые методы воспитания юношества («Облака») или осмеивается новейшая драматургия («Лягушки»), Наконец, у Аристофана есть пьесы, в основе которых лежит патриархальная социальная утопия того времени («Богатство». «Птицы»).

Комедии Аристофана пользовались громадным успехом у афинских зрителей. Аристофан писал свои пьесы в тот период, когда уже наступил кризис античной рабовладельческой демократии. В обществе развились такие отрицательные явления, как продажность и взяточничество должностных лиц, стремление поживиться за счет казны, деятельность сикофантов (доносчиков). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находило живой отклик у афинских зрителей. Однако нападки Аристофана на современную ему демократию никак не свидетельствуют о его аристократических симпатиях. Он не нападает на самую сущность демократических порядков, он хотел бы только устранить из афинских государственных учреждений бесчестных демагогов и вернуть в Афины тот дух гражданского единства, какой был в героические времена Марафона и Саламина.

Положительный герой комедий Аристофана – мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищался трудолюбием мелкого земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и обычаям прошлых героических лет. По отношению к самому жгучему вопросу современной ему жизни – к Пелопоннесской войне – драматург занял совершенно определенную позицию. Он был противником войны и страстным борцом за мир. И это объясняется не только тем, что Аристофан в своих комедиях был выразителем интересов и надежд аттического крестьянства, он думал также об интересах всей Греции. В «Лисистрате» Аристофан высказывает мысль, что Пелопоннесская война, в которой эллины истребляют друг друга, ослабляет Элладу перед лицом Персии. Наконец, поэт говорил и просто о человеческих страданиях, порожденных этой войной.

Древняя аттическая комедия еще тесно была связана с народными формами театра. Так было и у Аристофана: персонажи его комедий обычно носители какой-либо одной человеческой черты, показанной в крайне заостренном и преувеличенном виде. Очень силен в комедиях Аристофана элемент буффонады. Естественно, что и актерское исполнение в пьесах Аристофана неизбежно должно было включать в себя шарж, пародирование и буффонаду. Все это вызывало бурный смех зрителей. Но смех вызывался еще остроумными и необычными положениями, в которых оказывались отдельные персонажи, например Сократ, подвешивающий себя высоко в корзине, чтобы легче было размышлять о возвышенных делах («Облака»), Все подобные сцены очень выразительны и с чисто театральной стороны.

Как и трагедия, комедия начиналась с пролога, в котором давалась завязка действия. За прологом шел парод, т. е. вступительная песня хора при выходе его на орхестру. Хор в комедии состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом. За пародом следовали эписодии, отделенные друг от друга песнями хора. Во многих из них диалог сочетался с пением хора. Среди эписодиев почти всегда был так называемый агон, т. е. словесный поединок, во время которого два противника защищали противоположные мнения. Агон сопровождался иногда и дракой действующих лиц. В агоне конфликт, лежащий в основе комедии, достигал самого высокого напряжения.

Среди хоровых партий необходимо отметить парабазу, в ней хор снимал свои маски, делал несколько шагов вперед, и непосредственно обращался к зрителям. Парабаза не связывалась с основной идеей комедий. В ней корифей старался выставить перед зрителями заслуги драматурга или от его лица высказывался по поводу тех или иных современных ему событий.

Последняя часть комедии называлась, как и в трагедии, эксодом, так как хор в конце комедии покидал орхестру. Песни хора обычно сопровождались буйными, веселыми танцами.

Комедии Аристофана представляют собой изумительное явление и с точки зрения их идейного содержания, и с точки зрения чисто театральной формы. Аристофан – это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение. В IV в. до и. э., когда в Греции сильно изменились социально-экономические условия жизни, древняя комедия утратила питающую ее почву. Потому-то В. Г. Белинский и говорил, что Аристофан «последний великий поэт Греции».

© 2000- NIV