12. 3. Бернард Шоу
Английский театр первой половины XX столетия развивался под влиянием Бернарда Шоу (1856–1950). Драматург, критик, теоретик театра и публицист, Шоу может быть назван зачинателем современной интеллектуальной школы в драматургии.
Он создает драмы-дискуссии, в центре которых бескомпромиссные решения социально-этических проблем. Драматург считает, что драма должна строиться на философских конфликтах. Он предлагает новое понимание театра: комедия – самый мудрый и утонченный жанр, она больше чем драма способствует развитию интеллекта. В 1911 году он создает многоплановую комедию «Пигмалион», в которой остроумно и зло ниспровергает догматизм и предвзятость традиционных представлений. Профессор из уличной продавщицы цветов творит нового человека, но и сам он не остается прежним. Подлинное созидание – это созидание личности, утверждает великий драматург.
– одержимость идеей, неуравновешенность, неумение вести себя в светском обществе. Хиггинс был задуман им как главный герой драмы. Элиза – один из наиболее обаятельных образов в драматургии Шоу. Она показана без обычной для драматурга иронии. Психологически тонко обрисованный образ Элизы вытеснил на второй план образ интеллектуально изощренного Хиггинса. В театральных постановках обычно Элиза оказывается центральным персонажем.
«существует только, чтобы отказывать беднякам во всем». Но вместе с тем, случайно разбогатев, Дулиттл потерял покой и свободу, теперь он обязан считаться с «буржуазными предрассудками, они сковали его и сделали несчастным».