Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
12. 3. Бернард Шоу

12. 3. Бернард Шоу

Английский театр первой половины XX столетия развивался под влиянием Бернарда Шоу (1856–1950). Драматург, критик, теоретик театра и публицист, Шоу может быть назван зачинателем современной интеллектуальной школы в драматургии.

Он создает драмы-дискуссии, в центре которых бескомпромиссные решения социально-этических проблем. Драматург считает, что драма должна строиться на философских конфликтах. Он предлагает новое понимание театра: комедия – самый мудрый и утонченный жанр, она больше чем драма способствует развитию интеллекта. В 1911 году он создает многоплановую комедию «Пигмалион», в которой остроумно и зло ниспровергает догматизм и предвзятость традиционных представлений. Профессор из уличной продавщицы цветов творит нового человека, но и сам он не остается прежним. Подлинное созидание – это созидание личности, утверждает великий драматург.

В образ профессора Хиггинса автор внес много своих индивидуальных черт – одержимость идеей, неуравновешенность, неумение вести себя в светском обществе. Хиггинс был задуман им как главный герой драмы. Элиза – один из наиболее обаятельных образов в драматургии Шоу. Она показана без обычной для драматурга иронии. Психологически тонко обрисованный образ Элизы вытеснил на второй план образ интеллектуально изощренного Хиггинса. В театральных постановках обычно Элиза оказывается центральным персонажем.

Своеобразие парадоксальной мысли и удивительное остроумие Шоу сказываются в характере и судьбе отца Элизы, мусорщика Дулиттла. Ему ни к чему буржуазная мораль, которая «существует только, чтобы отказывать беднякам во всем». Но вместе с тем, случайно разбогатев, Дулиттл потерял покой и свободу, теперь он обязан считаться с «буржуазными предрассудками, они сковали его и сделали несчастным».

© 2000- NIV