Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
6. 4 Драматургия Сервантеса

6. 4 Драматургия Сервантеса

Испанская сцена была богата пьесами самых различных жанров – здесь показывались исторические драмы на мотивы народных героических легенд, кровавые трагедии в духе Сенеки, романтические комедии с невероятными путаницами, пьесы о святых с чудесами и молитвами, пасторали с изнеженными перонажами и надуманными сюжетами.

Но при всем этом богатстве действия и яркости красок пьесы эти были лишены значительного содержания, целостных характеров, стилевого единства и поэтической силы. В одном и том же драматическом произведении можно было встретить комедийную завязку, неожиданный трагический поворот и пасторальное завершение действия. Рядом с живыми персонажами свободно выступали мифологические боги и морализирующие аллегории. Драматургия удовлетворяла публику как материал для сценического действия, но сама еще не становилась литературой.

Театр ждал прихода крупных талантов, способных вывести на сцену образы новых людей, утвердить новые гуманистические идеалы в ярких и сильных поэтических формах.

Таким зачинателем новой драматургии был гениальный автор «Дон Кихота» Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616).

Сервантес считал, что комедия должна быть зеркалом человеческой жизни, примером нравов и образцом истины, и порицал нелепые нагромождения в сюжетах современных драм.

Бедствуя с молодых лет, Сервантес записался в королевскую армию, сражался в знаменитой битве с турками при Лепанто (1571), жил несколько лет в Италии и на обратном пути в Испанию попал в плен к алжирским маврам, где и пробыл четыре года.

Когда Сервантес в 1580 г. вернулся из плена на родину, то в поисках куска хлеба он вынужден был взять на себя нелегкую обязанность чиновника по сбору податей. Бедняк сам, он увидел мрачную картину народного обнищания, еще глубже узнал современную ему действительность и проникся горячим сочувствием к народу.

Эта озабоченность судьбами обездоленных и подневольных людей овладела Сервантесом еще в годы алжирского плена. Познав все тяготы рабства, Сервантес теперь хотел рассказать об увиденном и пережитом. Первой пьесой, написанной сейчас же после возвращения на родину, были «Алжирские нравы» (1580). Пьеса, по всей вероятности, была задумана, а может быть, и начата Сервантесом еще во время плена. Несмотря на причудливое развитие сюжета, в пьесе было много живых драматических зарисовок, списанных прямо с натуры. А среди действующих лиц фигурировал раб Сааведра, само имя которого указывало на автобиографический характер образа.

Вторая пьеса Сервантеса «Нумансия» (1588) была посвящена истории старинного испанского города Нумансии, осаждаемого в течение пятнадцати месяцев римскими войсками. События развертываются в 135 г. до н, э. Римляне стоят лагерем под стенами Нумансии.

«Нумансия» – трагедия огромной патетической силы. Недаром испанский народ в моменты наивысшего патриотизма обращался к ней: гак было в 1808 г. во время наполеоновского нашествия, так было и в 1938 г. в дни героической защиты Мадрида. В этой эпической трагедии, где коллективным героем выступал весь народ, гибель героев убеждала не в слабости, а в силе народа, в его гражданской самоотверженности и несокрушимой преданности родине.

Помимо больших пьес, Сервантес написал еще восемь интермедий. Все они отличаются живостью действия, меткостью зарисовок, сочностью языка. В своих интермедиях Сервантес продолжал традиции пасос Лопе де Руэды и был очень близок к народной новеллистической литературе. Действующими лицами интермедий были разорившиеся чванливые идальго, блудливые монахи, ловкие мошенники, веселые девицы, ревнивые старики, глупые мужья, актеры, студенты, альгвасилы и прочий городской люд.

Сервантес поднял в своих пьесах большую гражданскую тему, в них были прославлены чувства солидарности, свободолюбия, патриотизма, а героем был сам народ. Но, лишенные строгого сюжетного построения, с большим повествовательным элементом и аллегорическими фигурами, эти пьесы должны были казаться устаревшими по форме. К жанру устаревающих тяготели и интермедии Сервантеса. Драматург не умел выделить из многочисленной галереи персонажей главных героев, с тем чтобы глубоко и последовательно раскрыть внутренний мир человека. В драматургии Сервантеса существовал разрыв между высокой поэзией и низменной прозой. Необходимый синтез поэзии и правды произойдет только в творчестве Лопе де Вега, который, по словам самого Сервантеса, «стал самодержцем в театральной империи».

© 2000- NIV