Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
2. Литература и театр Древнего Египта.

2. ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в культуре Древнего Египта занимали также литература и театр. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения, сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Унаса (XXIII в. до н. э.) на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах – ящиках прямоугольной формы. Новый комплекс магических текстов получил название «Тексты саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях, «домах жизни», как их называли египтяне, и записывали на папирусе. Это стало настолько обычным, что свитки папирусов изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книга мертвых», замечательной особенностью которой являлись многочисленные иллюстрации – виньетки. Главы «Книги мертвых» египтяне именовали речениями: «речение, чтобы...» или «речение для...»

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI–начало XIV в. до н. э.) получили любовные песни. Вот одна из них:

Доносится голос дикого гуся, «Разве ты не ставила сегодня силков?»
Попавшегося на приманку. Твоя любовь завладела мною!
Но любовь к тебе удерживает меня, Дикий гусь летит и спускается,
И я не могу освободиться. Множество птиц порхает вокруг,
Когда я сниму мои силки, - А я не думаю о них -
Что я скажу моей матери, Со мной моя любовь, только моя!
К которой прихожу каждый вечер, Сердце мое равно твоему,

В Египте появились и первые сказки, например «Сказки о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Особенным жанром египетской литературы стали тексты, отражающие растущий скепсис в отношении культа мертвых. Потеря веры в традиционное учение о жизни за гробом, вызванная разрушением гробниц, уничтожением мумий, забвением умерших, нашла выражение в «Песне арфиста». Ее основным лейтмотивом стал призыв отречься от бессмысленных забот о посмертном существовании и обратиться к земным утехам: «Отдавайся своим желаниям, пока ты жив... умножай свои удовольствия и не поддавайся унынию... Никто не может взять свое имущество с собой, никто из ушедших не вернулся обратно». Все варианты «Песни арфиста» резюмировали: «Я, мы да пьем, ибо завтра умрем».

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса – эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны. Мистерии содержали следующие обряды:

В Абидосе была похоронена голова Осириса. Фараоны Сети I и Рамсес II отстроили роскошные храмы, потому основное представление проходило в этом месте. Мистерии разыгрывались также в Фивах, Эдфу и на острове Бигэ – у первого порога Нила близ Элефантины, где погребена была левая нога Осириса.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Поскольку наибольшего расцвета культ Исиды достиг в районе первого порога Нила, там, на острове Филе, был построен ее храм, считавшийся жемчужиной греко-римского времени и ставший местом паломничества. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась генеральная для египетской мифологии тема борьбы добра со злом и света с мраком.

В поздние времена изображение Хора Бехдетского – Крылатого Диска – стало всеобщей эмблемой божественности и высшей святости, помещаемой при входе во все египетские храмы, чем-то вроде священного герба, символизирующего единый Египет, а крылья диска – Верхний и Нижний Египет.

– северную со столицей в Танисе и южную со столицей в Фивах. Длительные войны, междоусобицы знати и восстания рабов ослабили некогда могущественное государство.

Египет вступил в полосу упадка, время от времени то распадаясь на отдельные царства, то ненадолго вновь объединяясь.

После завоевания Египта Александром Македонским египетское искусство постепенно сливалось с эллинистическим.

Вопросы для повторения

Практическое занятие №2. ( 2 часа )

Цель. Установить роль и место трагедии и театра в культурном многообразии античности.