Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 11 Еврипид

3. 11 Еврипид

Еврипид (ок. 480 г. – 406 г. до н. э.), один из величайших драматургов мира, был младшим современником Эсхила и Софокла. Он родился на острове Саламине. Биографические данные об Еврипиде скудны и противоречивы. Аристофан в своей комедии «Женщины на празднике Фесмосфорий» говорит, что мать Еврипида была торговкой зеленью, позднейший же биограф Филохор отрицает это. Несомненно, что семья Еврипида имела средства, и поэтому великий трагик смог получить хорошее образование: учился он у философа Протагора и софиста Анаксагора, об этом говорит римский писатель Авл Геллий («Аттические ночи»). В 408 г. Еврипид по приглашению царя Архелая переехал в Македонию где и умер.

Творческий путь Еврипида начался в условиях расцвета афинского полиса, но большая часть его деятельности протекает уже в годы начавшегося упадка этой рабовладельческой республики. Он был свидетелем длительной и изнурительной для Афин Пелопоннесской войны, длившейся с 431 по 404 г. Эта война была одинаково захватнической как со стороны Афин, так и со стороны Спарты, но все же надо отметить разницу в политических позициях этих двух полисов: Афины, как демократическое рабовладельческое государство, в покоренные во время войны области вносили принципы рабовладельческой демократии, а Спарта всюду насаждала олигархию.

Еврипид, в противоположность Эсхилу и Софоклу, не занимал никакой государственной должности. Он своим творчеством служил родине. Им написано более 90 трагедий, из которых до нас дошли 17 (18-я трагедия «Рес» ошибочно приписывается Еврипиду). Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма Еврипида «Киклоп» и сохранилось много фрагментов его трагедий.

Большинство трагедий Еврипида приходится датировать лишь приблизительно, так как нет точных данных о времени их постановки. Хронологическая последовательность дошедших до нас его трагедий такова: «Алкеста» – 438, «Медея» – 431, «Гераклиды» – ок. 427, «Ипполит» – 428, «Геракл», «Гекуба» и «Андромаха» – ок. 421–423, «Просительницы» – вероятно, 416, «Ион», «Троянки» –415, «Электра», «Ифигения в Тавриде» – ок. 413, «Елена» – 412, «Финикиянки» – 410–408, «Орест» – 408, «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде» поставлены после смерти Еврипида.

У Еврипида критическое отношение к мифологии, как основе народной греческой религии. Проводить принцип полного отрицания богов трагик, конечно, не мог, так как тогда ни одна бы его трагедия не увидела свет. Он признает какую-то божественную сущность, управляющую миром. Недаром комедиограф Аристофан, современник Еврипида, считающий этого трагика сокрушителем всех народных традиций, зло смеется над ним и в комедии «Лягушки» говорит устами Диониса, что у него боги «своей особенной чеканки!) (885—894).

Богов Еврипид изображает почти всегда с самых отрицательных сторон, как бы желая внушить зрителям критическое отношение к их традиционным ве-рованиям.

Так, в трагедии «Геракл» Зевс изображен злым, способным опозорить чужую семью. В этой же трагедии злой мстительной фурией изображена жена Зевса, богиня Гера, которая приносит столько зла прославленному греческому герою Гераклу только лишь потому, что он побочный сын Зевса.

Жестоким и вероломным изображает Еврипид бога Аполлона в трагедии «Орест». Именно Аполлон заставил Ореста убить мать, а потом не счел нужным защищать его от мести Эриний (эта трактовка резко отличается от трактовки Эсхила в его трилогии «Орестея»).

Такой же бессердечной и завистливой, как Гера, изображается и богиня Афродита в трагедии «Ипполит». Она завидует Артемиде, которую так свято чтит прекрасный Ипполит, а ее, богиню любви и красоты, не признает. Из ненависти к юноше Афродита зажигает в сердце его мачехи, царицы Федры, преступную страсть к ее пасынку, благодаря чему гибнут оба – и Федра, и Ипполит.

Заслуживает внимания отношение Еврипида к рабам. Он проводит мысль о том, что рабство – несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб ничуть не хуже свободного, если только у него благородная душа.

Как художник Еврипид еще глубже, чем Софокл, проникал в мир душевных переживаний человека. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти или борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Еврипид может быть назван трагичнейшим из всех греческих драматургов. Объясняется это не только тем, что он ставит своих героев в острые драматические ситуации (это делали до него уже Софокл и Эсхил), но изображает глубочайшие противоречия в душевных переживаниях своих героев. Особенно патетичны и выразительны женские образы у Еврипида, и он по справедливости считается тонким знатоком женской души.

При постановке своих трагедий Еврипид, как и Софокл, пользовался тремя актерами. Хор у Еврипида уже не так тесно связан с развитием действия, как у Софокла. Иногда песни хора представляют собой выражение мыслей и взглядов самого драматурга. Кроме песен хора, в трагедиях Еврипида встречаются еще и монодии, т. е, арии актеров. Они были уже у Софокла, но широкое применение нашли именно у Еврипида. В наиболее патетических местах актеры выражали волнующие их чувства пением.

В зрелищную часть своих трагедий Еврипид вводил такие сцены, которые до него никогда не показывались зрителям. Сюда относятся, например, сцены смерти, изображение болезни, физических страданий, выведение на сцену детей, показ переживаний влюбленной женщины и другие. В развязках часто появляется у Еврипида «бог на машине», он разъясняет события, высказывает свою волю и обычно предсказывает будущее.

других эллинистических писателей.

Высоко ценили Еврипида в римском обществе. Сенека, видный философ и поэт Рима I в. н. э., создавал трагедии нового тина, ориентируясь, однако, на сюжеты Еврипида.

Французские классицисты Корнель, Расин создавали трагедии на еврипидовские сюжеты, но они стремились в мифологических образах отразить современную им французскую жизнь. По глубине раскрытия душевных страданий человека, по силе изображенных в комедиях конфликтов ближе всего к Еврипиду Расин.

Белинский назвал Еврипида «самым романтическим поэтом древней Греции».