Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
10. 2. Французский романтический театр

10. 2. Французский романтический театр

В течение 20-х годов XIX в. романтизм во Франции складывается как ведущее художественное направление, деятели которого разрабатывают теорию романтической литературы и романтической драмы и вступают в решительную борьбу с классицизмом.

Борьба романтизма с классицизмом в 20-х годах выражалась преимущественно в литературной полемике (работа Стендаля «Расин и Шекспир», предисловие Гюго к его драме «Кромвель»). На сцены французских театров романтическая драма проникала с трудом. Театры по-прежнему оставались твердынями классицизма. Но романтическая драма в эти годы имела союзника в лице мелодрамы, утвердившейся в репертуаре бульварных театров Парижа и оказывавшей большое влияние на вкусы публики, на современную драму и сценическое искусство.

Романтизм 30–40-х годов продолжал питаться настроениями общественного недовольства и приобрел в эти годы ярко выраженную политическую направленность: он обличал несправедливость монархического строя и защищал права человека. В ряде произведений писателей-романтиков звучали антибуржуазные ноты. Именно это время было периодом расцвета романтического театра, опиравшегося на плеяду талантливых драматургов-романтиков (Гюго, Дюма, Виньи, Мюссе) и создавшего романтическую школу сценического искусства.

Крупнейшим драматургом-романтиком и теоретиком романтического театра был Виктор Гюго (1802–1885).

Если не считать ранних неопубликованных трагедий, написанных Гюго в юношеские годы, то началом его драматургии является романтическая драма «Кромвель» (1827), предисловие к которой стало «скрижалями романтизма». Основная мысль предисловия – бунт против классицизма и его эстетических законов.

«Кромвель» – эта «дерзкоправдивая драма», как называл ее Гюго, – не смогла попасть на сцену.

Следующая пьеса Гюго – «Марион Делорм» (1829) – блестящее воплощение идейно-творческих принципов романтизма. В этой драме впервые у Гюго появляется романтический образ героя «низкого» происхождения, который противопоставлен придворно-аристократическому обществу. Сюжет пьесы основан на трагическом конфликте высокой и поэтической любви безродного юноши и куртизанки с бесчеловечными законами королевской власти. Драма, носившая антироялистский характер, была запрещена за отрицательное изображение короля.

– «Эрнани» (1830). Это типичная романтическая драма. Мелодраматические события пьесы происходят на эффектном фоне средневековой Испании. В этой драме нет отчетливо выраженной политической программы, но весь идейно-эмоциональный строй утверждает свободу чувств, отстаивает право на защиту человеком своей чести.

Драма «Эрнани» была поставлена в начале 1830 г. театром «Комеди Франсез». Спектакль шел в атмосфере бурных страстей и борьбы, разыгравшейся в зрительном зале между «классиками» и «романтиками». Постановка «Эрнани» в лучшем театре Парижа была крупной победой романтизма. Она возвещала о начале утверждения романтической драмы на французской сцене.

Демократический пафос драматургии Гюго наиболее полно выражен в драме «Рюи Блаз».

Рюи Блаз – романтический герой, полный высоких замыслов и благородных порывов. Когда-то он мечтал о благе своей страны и даже всего человечества и верил в свое высокое назначение. Но, не добившись в жизни ничего, он вынужден стать лакеем богатого и знатного вельможи, близкого к королевскому двору.

В этой пьесе впервые Гюго пользуется романтическим приемом смешения трагического и комического, которое воплощено в гротесковой фигуре подлинного дона Цезара, разорившегося аристократа, пьяницы, циника и бретёра.

«Рюи Блаз» имел средний успех. Публика начинала охладевать к романтизму. Буржуазный зритель, все больше опасавшийся революции, переносил это отношение и на «неистовую» романтическую литературу.

Гюго пытался создать новый тип романтической драмы, трагедию эпического характера «Бургграфы» (1843). Однако поэтические достоинства пьесы не могли заменить отсутствия сценичности. Гюго хотел, чтобы на премьере «Бургграфов» присутствовала молодежь, «сражавшаяся» в 1830 г. за «Эрнани». Один из бывших соратников Гюго ответил ему: «Вся молодежь умерла». Драма потерпела провал. После этого Гюго отошел от театра.

Дюма.

Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма (Дюма-отец) (1802–1870), автор известной трилогии о мушкетерах, романа «Граф Монте-Кристо» и многих других классических произведений приключенческой литературы. В конце 20 – начале 30-х годов Дюма был одним из активнейших участников романтического движения.

Значительное место в литературном наследии Дюма занимает драматургия. Он написал шестьдесят шесть пьес, большая часть которых относится к 30 – 40-м годам.

– «Генрих III и его двор», – поставленная в 1829 г. театром «Одеон». Успех первой драмы Дюма закреплен рядом его последующих пьес: «Антони» (1831), «Нельская башня» (1832), «Кин, или Гений и беспутство» (1836) и др.

Дюма, как и другие драматурги-романтики, охотно пользовался приемами мелодрамы, и это придавало его пьесам особую занимательность и сценичность, хотя злоупотребление мелодрамой часто приводило его на грань дурного вкуса, когда он впадал в натурализм в изображении ужасов – убийств, казней, пыток и других физических мучений.

В 1847 г. спектаклем «Королева Марго» Дюма открыл созданный им Исторический театр, на сцене которого должны были быть показаны важнейшие события национальной истории Франции. И хотя театр просуществовал недолго (был закрыт в 1849 г.), он занял видное место в истории бульварных театров Парижа.

С годами прогрессивные тенденции выветриваются из драматургии Дюма. Преуспевающий модный писатель Дюма отрекается от былых романтических увлечений и становится на защиту буржуазных порядков.

–1870), Альфреда Виньи (1797 – 1863).

–1857). Его имя неотделимо от имен основоположников романтизма. Роман Мюссе «Исповедь сына века» – одно из крупнейших событий в литературной жизни Франции. В романе создан образ современного молодого человека, принадлжащего к тому поколению, которое вступило в жизнь в период Реставрации, когда уже отгремели события Великой Французской революции и наполеоновских войн, когда «власти божеские и человеческие были фактически восстановлены, но вера в них исчезла навсегда».

Сценическая судьба драматургии Мюссе весьма характерна для французского театра периода Июльской монархии. Ранние пьесы Мюссе, наиболее значительные в идейном отношении и новаторские по форме, не были приняты французским театром.

«Каприз» (под названием «Женский ум лучше всяких дум»). После большого успеха пьесы в исполнении русских театров она была поставлена во Французском театре в Петербурге в бенефис актрисы Аллан, которая, вернувшись во Францию, включила ее в репертуар театра «Комеди Франсез».

В целом драматические произведения Мюссе не занимали заметного места в репертуаре французского театра и не оказали большого влияния на его идейно-эстетический облик, оставшись в истории как пример новаторской драматургии, не нашедшей полноценного сценического воплощения в театре своего времени.