Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 3 Источники по истории античного театра

3. 3 Источники по истории античного театра

Имеется два рода основных источников по истории античного театра:

1) письменные источники и 2) памятники изобразительного искусства.

1. Письменные источники. Важнейшими источниками для истории античного театра являются прежде всего сами пьесы античных авторов. Не считая отрывков, до нас дошли семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать трагедий Еврипида; кроме того, сохранилась сатировская драма Еврипида «Киклоп» и часть сатировской драмы Софокла – «Следопыты». От Аристофана дошло одиннадцать комедий. Таким образом, от великих драматургов V в. до н. э. (деятельность Аристофана обнимает и начало IV в.) имеется всего сорок три полных пьесы. От других греческих драматургов этого периода остались лишь ничтожные отрывки, а от некоторых – одни лишь имена. Об этом приходится только сожалеть, так как среди утерянных пьес были и такие, которые иногда конкурировали с драмами Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Из трагедий первой половины IV в. сохранилась лишь одна – «Рес», принадлежащая неизвестному автору. От трагедий же эллинистической эпохи – лишь жалкие фрагменты. От греческой комедии IV в. дошло только несколько пьес Менандра, причем лишь одна из них сохранилась полностью.

Из римских комедий сохранились двадцать одна пьеса Плавта и шесть пьес Теренция. От римских трагедий, – за исключением девяти пьес Сенеки, относящихся уже к I в. н. э., – остались лишь ничтожные фрагменты.

Таким образом, на основании самих пьес мы можем судить не обо всех периодах развития античного театра и вынуждены пользоваться сообщениями других письменных источников. На первом месте здесь должна быть поставлена «Поэтика» Аристотеля. Аристотель дает в ней сведения о возникновении и развитии трагедии и комедии и сообщает ряд других ценных данных по истории греческого театра. Сведения по истории театра содержатся и в другом сочинении Аристотеля – в его «Риторике». Сводные сочинения александрийских грамматиков (так называли ученых филологов) о представлениях драм и составлявшиеся ими списки пьес, которые исполнялись, исчезли. Остатки этих исследований имеются в виде большей частью анонимных изложений содержания пьес, в виде схолий (примечаний на полях или в тексте) к сохранившимся или потерянным пьесам, в биографиях великих трагиков и в позднейших словарях, дающих ряд сведений о древних писателях и о самом театре.

Современник Цезаря и Октавиана Августа римский архитектор Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» описывает устройство греческого и римского театра. Во II в. н. э. греческий лексикограф Полидевк (Поллукс) в словаре, предназначенном для императора Коммода, поместил свой знаменитый каталог масок и собрал все известные ему сведения о частях театра, устройстве сценической площадки и о костюме актеров. Ряд сведений по драматургии и театру имеется также и в сочинениях греческого грамматика II в. н. э. Афинея и знаменитого греческого писателя и философа, сатирика Лукиана Самосатского (II в. н. э.), от которого также сохранился имеющий важное значение трактат «О пляске».

– философов, поэтов, историков – у Платона, Плутарха, Цицерона, Тита Ливия, Горация. Ряд сведений, касающихся театра, дают в своих сочинениях и христианские писатели, обличающие языческие зрелища, например Тертуллиан (ок. 160– после 220) и Августин (354–430 гг.).

Третьим видом письменных источников являются надписи. Особенно важны для нас «списки победителей» и «дидаскалий» – протоколы театральных состязаний, происходивших в Афинах, с обозначением времени состязания, имен поэтов, места, занятого ими на конкурсе и т. п. Впервые свод таких дидаскалий составил Аристотель, но его свод до нас не дошел. Кроме афинских дидаскалий у нас есть списки победителей из Дельф, с острова Теоса, из Магнесии – а также многочисленные посвятительные надписи из Афин, Оропа, Дельф, с острова Делоса и ряда других местностей.

зданий ведутся систематически лишь с 80-х гг. XIX в. Большая заслуга принадлежит здесь известному немецкому археологу и архитектору Вильгельму Дёрпфельду. Несмотря на ряд поправок, которые были внесены в построения Дёрпфельда, значительная часть его выводов остается в силе и по настоящее время. Результаты своих раскопок и исследований он изложил в фундаментальном труде («Греческий театр», 1895), составленном им совместно с Э. Рейшем. И хотя до настоящего времени археологами раскопано более полутораста театральных зданий, но, по образному выражению одного ученого, какой-то злой рок тяготеет над этими материалами. От тех времен, к которым относятся дошедшие до нас драмы, не сохранилось никаких монументальных памятников изобразительного искусства.

В числе других памятников изобразительного искусства, которыми необходимо пользоваться при изучении истории античного театра, следует еще упомянуть рисунки на вазах, стенную живопись в Помпеях и других римских городах, статуэтки из терракоты и слоновой кости, геммы (резные камни с различными фигурными композициями), а также рисунки в рукописях Плавта и Теренция. Рисунки на вазах дают представление о театральном костюме и даже позволяют судить об устройстве сцены.