Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
6. 6 Кальдерон

6. 6 Кальдерон

С именем Педро Кальдерона де ла Барка (1600 – 1681) – последнего великого поэта испанского Возрождения связано возвращение на сцену мощной поэтической стихии и глубокой философской мысли.

А. С. Пушкин, называя имя Кальдерона, писал о недосягаемой высоте его произведений, которые наряду с произведениями Шекспира и Расина «составляют вечный предмет наших изучений и восторгов.».

В короткие сроки пройдя годы ученичества у Лопе де Вега, Кальдерон, чутко воспринимавший кризисный характер своего времени, крах гуманистических иллюзий, создал новый тип драмы, близкой по напряженности своих конфликтов к трагедиям и способной через свою образную систему вместить острейшую проблематику века.

– о жизненном идеале, о нормах общественного поведения, о смысле бытия, о героическом самопожертвовании ради общего блага, о жизни и смерти. Сохраняя приверженность к традициям театра Ренессанса, Кальдерой своими драмами вернул на сцену эту проблематику, и если его гуманизм получил христианскую окраску, то нужно помнить, что в условиях Испании гуманистическое творчество часто было связано с религиозной тематикой, – достаточно назвать имена великих художников – Эль Греко, Рибера или Сурбарана. Что же касается драмы, го религиозные пьесы (ауто) писали и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина; порой через библейскую и евангельскую тематику в таких произведениях отчетливо проступали картины тягостной народной жизни и звучали суровые слова социальной критики.

Своеобразие творчества Кальдерона определялось и самой личностью поэта.

Педро Кальдерон де ла Барка, сын крупного государственного чиновника, питомец Саламанкского университета, участник подавления бунта в Каталонии, капеллан Толедской капеллы, кавалер ордена Сант-Яго, заведовал придворными празднествами и одновременно состоял почетным капелланом при особе короля Филиппа IV. Если в молодости Кальдерон вел рассеянный образ жизни, то в зрелые годы он становится видным церковным деятелем. Приняв священнический сан, Кальдерон в 1665 г. уже настоятель собора, несколько позже – настоятель кафедральной церкви св. Петра. Естественно, что Кальдерон больше, чем какой-либо иной испанский драматург, был заражен спиритуализмом.

Свою творческую деятельность Кальдерон начал с сочинения комедий в духе Лопе де Вега; пьеса «Игра любви и случая» (1625) с ее переодеваниями и путаницами – типичный образец этого ученического периода. Начиная со второй половины 20-х годов XVII в. Кальдерон вступает в свой зрелый период, и основным жанром его творчества становится философская драма.

Усилия феодально-католической реакции притушили светочи театра испанского Возрождения. Но сохранился репертуар Сервантеса, Лопе де Вега, Тирсо де Молина и сохранились лучшие творения Кальдерона. Пьесы эти навеки остались великими и живыми памятниками «золотого века» испанского театра.

1. В каких видах искусства и как проявился гуманизм эпохи Возрождкния?

3. В культуре какого государства театр стал ведущим жанром в эпоху Возрождения?

4. В. Шекспир и периоды его творчества. Основные жанры шекспировской драматургии.