Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 18 Комедия тогата. Литературная ателлана

3. 18 Комедия тогата. Литературная ателлана

Тогатой в Риме называли комедию, в которой действующие лица выступали в тоге (верхняя мужская одежда римских граждан).

Появление новой комедии было связано с переменами в общественно-политической жизни Рима. В результате своих завоеваний Рим объединяет к середине II в. до н. э. Средиземноморье и превращается из небольшой земледельческой общины, какой он был еще около 300 г. до н. э., в огромное рабовладельческое государство. Все это способствует росту общественного сознания среди римских граждан. В литературе и театpe возникает потребность иметь такую комедию, которая сбросила бы греческий плащ и давала непосредственное отражение римской жизни.

Действующими лицами тогаты выступают «маленькие люди» деревни и города: крестьяне и разного рода ремесленники – сапожники, сукновалы, портные, цирюльники, пекари и т. п. В этих комедиях даются образы женщин – не рабынь и не гетер. Это жены, дочери, сестры.

Выдающимися представителями тогаты были Титиний, Афраний и Атта, писавшие в конце II – начале I в. до н. э. От их произведений дошли до нас лишь около 600 отдельных строк, но мы знаем, что пьесы этих драматургов высоко оценивались не только современниками, но и в более позднее время.

Действие тогат происходило обычно в каком-либо италийском городке. Персонажи носили латинские имена или назывались по своим ремеслам. Крупные общественные и политические вопросы, по-видимому, не занимали авторов тогаты.

Движение за создание национальной комедии не остановилось на тогате. В начале I в. до н. э. два писателя – Помпоний и Новий обратились к старинной ателлане и дали ей литературную обработку. Так появилась литературная ателлана, целиком выросшая из народного творчества. Она также рисовала жизнь преимущественно низших слоев населения, но зрителя привлекало в ней то, что он встречал здесь давно знаковые ему маски. (Помпоний и Новий к прежним персонажам ателланы добавили типы римских ремесленников и представителей других профессий – валяльщиков сукон, хлебников, рыбаков, дровосеков, врачей, гадателей, арфисток. Наконец, в ателланах выступали и разные чудовища, созданные народной фантазией. Они изображались в страшных масках и служили пугалом для детей.

Оба драматурга – и Помпоний и Новий – пользовались, в Риме большой известностью. Тексты их произведений до нас не дошли.

Мим тоже с давних пор был известен в римском обществе. Однако особенно он распространился в конце периода республики. Актеры выступали в мимах без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Актеры мимов играли босиком или надевали на ноги только тонкие подошвы, так что казались босыми, Поэтому исполнителей мимов называли босоногими.

Содержанием мимов были жизнь и быт столичного плебса. В мимах изображались плутовство, судебное крючкотворство, но еще чаще нарушение супружеской верности. (Застигнутого врасплох любовника уносят в сундуке, чтобы он не попался на глаза обманутому мужу.)

Большую роль играли в мимах всякого рода брань и побои. Существенной частью их были танцы под аккомпанемент флейты. Судя по свидетельствам современников, границы пристойного нарушались в миме чаще, чем в других видах комедии.

Нередко в мимах допускались и выпады против властей, с одобрением встречавшиеся зрителями. Демократические тенденции мима наряду с участием в нем женщин немало способствовали утверждению его на римской сцене в I в. до н. э.

До середины I в. до н. э. мим оставался импровизацией. Только во второй половине века, со времен Цезаря, он получил литературную обработку, которую дали ему два драматурга – Децим Лабелий и Публий Сир.

© 2000- NIV