Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
5. 1 Литургическая и полулитургическая драма

5. 1 Литургическая и полулитургическая драма

Другой формой искусства театра раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ и гистрионов, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в IX в. театрализуется месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов легенды погребения Иисуса Христа и его воскресения. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма – сцена трех Марий и ангела у гроба Христа, которых изображали четверо священников. Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы «актеров», создаются «режиссерские инструкции» с точным указанием текста и движений. Все это делают сами священники. Однако латинская речь, напевность церковной декламации ограничивали степень воздействия драмы на прихожан. И церковь решает приблизить свой «театр» к жизненной иллюзии, до известной степени обособить драму от мессы.

Не желая отказаться от услуг театра церковные власти выводят литургическую драму из-под сводов храма на паперть. Нарождается полулитургическая драма (середина XII в.). И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства, подпал под влияние городской толпы. Теперь уже она диктует ему свои вкусы, заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников, перейти на родной, понятный городской толпе язык. Заботясь об успехе, церковники стали подбирать более житейские сюжеты, и материалом для полулитургической драмы становятся библейские эпизоды, подверженные бытовому толкованию. Библейские легенды подвергаются с течением времени поэтической обработке. Вводятся и технические новшества: устанавливается окончательно принцип симультанной декорации, когда одновременно показывается несколько мест действия; увеличивается число трюков.

представлений наряду со священниками; были и миряне. Так, причудливо объединяя взаимоисключающие. элементы, церковная драма существует долгое время. Но жизнь человеческая ищет и находит себе выражение в ином театре – в светской драматургии XIII в.