Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
10. 5. Натурализм

10. 5. Натурализм

В 1870 г. разразилась война между Францией и Пруссией, в которой Франция потерпела поражение. 18 марта 1871 г. в Париже произошла первая в мире пролетарская революция, и на короткое время – 72 дня – была установлена диктатура пролетариата – Парижская коммуна.

После поражения Коммуны в стране свирепствовала реакция. Реакционные круги надеялись восстановить в стране монархию. Однако вскоре стало ясно, что попытки реставрации монархии грозят повторением страшного для буржуазии дня – 18 марта. Народ, и прежде всего рабочий класс, не позволил реакционерам восстановить монархию во Франции. В 1875 г. Национальное собрание установило в стране парламентарную республику. Это была так называемая Третья французская республика. С приходом к власти республиканцы сразу же показали себя представителями интересов крупной буржуазии.

В этой общественной обстановке сложились идейные и эстетические принципы натурализма – нового направления, утверждавшего, что литература и искусство должны отказаться от романтического субъективизма, морализации, вымысла и усвоить научный метод изучения жизни.

Золя.

Теоретиком натуралистического театра был Эмиль Золя (1840–1902). Манифестами натуралистической школы явились сборники его статей: «Экспериментальный роман», «Наши драматурги», «Натурализм в театре». Самая сильная часть теоретических положений Золя – последовательная и глубокая критика современного состояния драматического искусства во Франции. С невиданной до этого широтой охвата всех сторон театральной жизни эпохи Золя дает картину формирования современного театра, ставит вопрос о взаимоотношении театра и жизни общества и доказывает ошибочность концепции, утверждающей, что специфика театра, требующая «театральности», делает невозможной для него ту жизненную правду, которая доступна литературе.

Золя мечтает о театре, который выйдет за пределы буржуазного интерьера и на обширных пространствах сцены развернет картины «неожиданной и полной клокочущей жизни», покажет яркую и разнообразную толпу на парижском Центральном рынке, завод, шахту, вокзал, ипподром и т. д.

Демократизм театральной программы Золя проявляется в его интересе к народной драме, в его обращении к драматургам, испытавшим силы в этом жанре.

Золя считал, что появление натуралистической драмы изменит весь художественный строй театра; если пьеса будет давать воспроизведение «куска жизни», то это неминуемо поведет к отказу от современного типа спектакля как подчеркнуто театрального представления. Его идеал – это «актеры, изучающие жизнь и передающие ее с наивозможной простотой».

Большое значение Золя придает декорациям, требуя от них не внешней эффектности, но воспроизведения реальных условий, в которых происходит действие. Такое оформление сцены будет иметь в спектакле то же значение, которое в романе имеет описание пейзажа или обстановка дома.

В постановках исторических драм Золя считает необходимым точное соблюдение исторического колорита. Такие же требования предъявляет он и к театральному костюму, который прежде всего должен был соответствовать социальному положению, профессии и характеру действующего лица.

Статьи Золя о театре явились теоретической основой широкой программы борьбы за демократизацию театра. Собственно драматургическое наследие Золя состоит из пьес «Тереза Ракен» (1873), «Наследники Рабурдена» (1874) и «Бутон розы» (1879).

В 80-е годы идет ряд инсценировок его романов: «Нана» (1881), «Кипящий горшок» (1883), «Рене» («Добыча») (1887), Чрево Парижа» (1887), «Жерминаль» (1888). Особенно большое значение придавал Золя инсценировке романа «Жерминаль». Он настойчиво добивался разрешения постановки этой пьесы, в которой главным был конфликт между рабочими-шахтерами и капиталистами, т. е. конфликт «наиболее важный», по мнению Золя, в XIX в. И когда эта пьеса о рабочих пошла в театре, она стала событием общественно-политическим, а не только художественным.

© 2000- NIV