Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
10. 7. Немецкий романтический театр

10. 7. Немецкий романтический театр

Немецкий романтизм был в значительной мере подготовлен движением «Бури и натиска».

В области театра и драмы немецкие романтики, опираясь на эстетику Лессинга и движение «Бури и натиска», боролись против влияния французского классицизма. Они стремились к созданию национального немецкого театра, который выражал бы дух немецкого народа, способствовал росту национального сознания и патриотических чувств.

Крупнейшим теоретиком немецкого романтического театра был Август Вильгельм Шлегель (1767 – 1845). Основные положения теории романтического театра были изложены Шлегелем в работе «Чтения о драматическом искусстве и литературе» (1808 –1811).

Работа Шлегеля в значительной мере направлена против классицистского театра. Шлегель указывал на глубокое различие между подлинно классическим, античным театром и театральным искусством французского классицизма. Симпатии его на стороне тех стран, где драматическое искусство развивалось самобытным путем и отмечено печатью народности, – это Испания и главным образом Англия, создавшая Шекспира, представителя романтической поэзии, «пышно и величественно расцветшей во всей Европе». Собственно, Шлегель и был создателем своеобразного шекспировского культа в Германии, который оказал сильное воздействие на развитие театральной эстетики, драмы и театрального искусства в целом.

Главную задачу немецких драматургов романтики видели в возвращении драматического искусства к его народным, национальным истокам. В своем труде Шлегель говорит о народном творчестве, о старинной немецкой поэзии, о преданиях национальной истории как неисчерпаемом источнике тем для немецких драматургов.

К числу наиболее значительных драматургов-романтиков относится Людвиг Тик (1773–1853), автор ряда пьес, историк театра, переводчик и режиссер.

В пьесах Тика воплощена основная черта немецкого романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни.

Вводят немецкую романтическую драму в репертуар и надолго укрепляют ее на немецкой сцене пьесы выдающегося писателя и драматурга Генриха фон Клейста (1777–1811).

В его лучших драмах звучат патриотические мотивы, интерес к народу, к национальной истории, возникают образы героев, вдохновленных любовью к родине и сознанием долга перед страной и государством.

Вопросы для повторения

2. В каких художественных направлениях наиболее полно представлена театральная драматургия?

3. Романтизм – ведущее художественное направление XIX в. Характерные его особенности.