Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 17 Организация театральных представлений. Архитектура римского театра. Актёры

3. 17 Организация театральных представлений.
Архитектура римского театра. Актёры

Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев – Римских играх, справлявшихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев – Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх – в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сражниями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним. Постоянного театра в III в. до н. э., как и позже, вплоть до середины I в. до н. э., в Риме не было. Сооружению его противился консервативный сенат. Для представлений на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4–5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило обычно перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов. Все действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать в этих временных театрах места для зрителей: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенные для театральных игр сооружения ломались по их окончании.

Играли в трагедиях и комедиях уже не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими актерами они занимали, в своей массе, низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр выступал как чисто светское учреждение и, как уже говорилось, не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение со стороны нобилей. На актерской профессии лежало клеймо бесчестия, за плохую игру можно было подвергнуть актера порке.

Тем не менее в Риме были актеры, которые пользовались уважением римского народа. Это прежде всего трагический актер Эзоп и комический актер Росций (I в. до н. э,).

Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III и II вв. до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно – лишь в 130 г. до н. э. (по другим сведениям – только с начала I в. до н. э., ок. 90 г до н. э.). Поэтому, в отличие от греческого театра, зрители в Риме могли следить и за мимикой aктёров. (Однако в виде исключения маски и раньше использовались в театре, когда, например, надо было обыграть мотив двойника в комедии.)

Костюм трагических актеров в общем был таким же, каким римляне получили его от греков. Но в связи со стремлением уже внешним обликом выразить величие трагических персонажей римские актеры старались особенно подчеркнуть рост посредством более высоких котурнов, более высокого онкоса и парика над маской, после того как последняя была введена в театре. Мягкие утолщенные подошвы греческих котурнов превратились в римском театре в громоздкие деревянные подставки высотой до 20 см. У римских трагических масок широкие отверстия для рта и глаз; красивые прически с локонами, падающими на лоб и на плечи; борода у мужчин позже завита локонами.

Костюмом комических актеров был паллий, т. е. греческий плащ, ниспадающий широкими складками. Рабы носили плащ, напоминавший скорее большой шарф; при ходьбе или беге они свертывали его и перекидывали через плечо. Молодые люди, солдаты, путники носили хламиду, т. е. короткий плащ: он покрывал плечи и на правом плече застегивался булавкой, так что правая рука оставалась свободной. Греческому хитону соответствовала римская туника, которая у женщин спускалась до пят. На ноги комические актеры надевали сокки – низкие легкие башмаки, которые в жизни, как правило, носили только женщины.

Важным событием в театральной жизни Рима I в. до н. э. было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Он был сооружен в 55 г. до н. э. Помпеем. В конце I в до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра. От одного из них, театра Марцелла, сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого театра. Места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в виде полукруга. Орхестра имела тоже форму полукруга, на ней помещались места для сенаторов. Сценическая площадка (просцениум) была приподнята над уровнем орхестры на 1,5 м фасад скены богато декорирован; над просцениумом возвышалась деревянная крыша. Римский театр имел занавес: перед началом спектакля он опускался в продольную щель просцениума, открывая сценическую площадку, а в конце спектакля закрывал ее, поднимаясь вверх.

Продолжателем дела Невия как комедиографа был его младший современник – Тит Макций Плавт (ок. 254-184 гг. до н. э.). Предание гласит, что Плавт в молодости был актером ателланы; на это будто бы указывает его имя Макций (от Макка).

Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь, хотя в средние века Плавт был основательно забыт; богословы считали, что его пьесы содержат в себе много безнравственного. Зато в эпоху Возрождения Плавт как бы снова воскрес для европейского театра. Его комедии усиленно переводят, по его образцу писатели-гуманисты создают свои произведения.

После Плавта писал комедии Теренций (ок. 185—159 гг. до н. э.), принадлежавший уже к следующему поколению. Уроженец Африки, он еще мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом одного римского сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование и потом отпустил на волю.

Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более сложных душевных переживаний, хотя и ограниченных рамками семейных отношений. Теренций может быть назван предшественником новой европейской драмы. Влияние взглядов, высказанных в его пьесе «Братья», чувствуется, например, в комедии Мольера «Школа мужей».

После смерти Теренция пьесы его в течение нескольких десятилетий еще ставятся на сцене, но затем исчезают из театрального репертуара. И вообще паллиата, главные образцы которой были уже исчерпаны, замирает и уступает место новому жанру комедии с национальным, римским содержанием.

© 2000- NIV