Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
10. 4. Реализм

10. 4. Реализм

Реалистические устремления французской драмы 30–40-х годов с наибольшей силой и полнотой проявились в драматургии величайшего романиста Франции Оноре де Бальзака (1799–1850). Художник-мыслитель дал в своих произведениях анализ общественной жизни и историю нравов эпохи.

Бальзак стремился внести в театр принципы критического реализма, ту большую жизненную правду, которую читатели видели в его романах.

Реализм Бальзака проявился в правдивом изображении социальных нравов, в беспощадном анализе современного общества дельцов как социального явления.

Наиболее значительна в идейном и художественном отношении драма Бальзака «Мачеха», в которой он вплотную подошел к задаче создания «правдивой» пьесы. Характер пьесы автор определил, назвав ее «семейной драмой». Анализируя семейные отношения, Бальзак изучал общественные нравы. А это и придавало большой социальный смысл «семейной драме», казалось бы далекой от каких-либо социальных проблем.

«Мачеха» была поставлена в Историческом театре в 1848 г. Из вcex драматических произведений Бальзака она имела наибольший успех у публики.

Бальзак создал большой цикл произведений, романов и повестей, который впоследствии объединил под общим названием «Человеческая комедия». Этот цикл включает более 90 романов.

Бальзак был поразительно работоспособен. Европейскую славу ему принесли романы «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», новелла «Гобсек». Стремление писателя дать широкую панораму жизни современной ему Франции не могло найти полного воплощения в одном романе и Бальзак приходит к идее целого цикла произведений, которые должны были стать энциклопедией общественной жизни. И действительно, без «Человеческой комедии» наше представление о XIX в. было бы неполным.

Романы Бальзака стали образцом реализма первой половины XIX в.

© 2000- NIV