Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 19 Римский театр императорской эпохи

3. 19 Римский театр императорской эпохи

В I в. до н. э. в результате гражданских войн республика в Риме пала. После победы над Антонием в 31 г. до н. э. Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище – Август (священный), стал единодержавным правителем Рима.

Понимая общественное значение театра, Август способствовал его развитию, но в то же время стремился превратить театр в средство отвлечения народных масс от политической борьбы. При Августе и при его преемниках усиленно шло театральное строительство как в Италии, так и в провинциях. Представления устраивались часто, но носили главным образом развлекательный характер. Общественная роль театра снизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа в последующие века, когда временами Римская империя напоминала восточную деспотию.

Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его репертуаре. После установления диктатуры Октавиана римская трагедия переживает упадок. В эпоху империи если трагедии и ставились, то только в виде отдельных эффектных сцен, которые давали возможность актерам показать свое мастерство. Эти актеры (их называли трагедами) выступали в костюме и маске, как в настоящей драме. Роль трагедов ограничивалась почти исключительно пением. Актерские арии составляли главную часть представления. Исполнение арий из трагедий сохранилось в Римской империи вплоть до последних дней ее существования.

От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего, кроме пьес философа Сенеки (приблизительно 4 — 65 гг. н. э.). Сенека был воспитателем императора Нерона, одно время занимал при нем высшие должности в государстве, но затем был обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона покончил с собой, вскрыв себе вены. От Сенеки дошли до нас 9 трагедий. Сюжеты их драматург заимствует из греческой мифологии. Так, в «Медее» и «Федре», он обрабатывает те же сюжеты, что и Еврипид в своей «Медее» и «Ипполите». Для «Эдипа» послужил источником «Эдип-царь» Софокла.

Трагедии Сенеки предназначались не для постановки на сцене, а для чтения в аристократических домах. Главным доказательством для такого утверждения служит то обстоятельство, что в пьесах Сенеки часто и очень подробно описываются действия и движения персонажей, в чем не было нужды, если бы драмы шли на сцене.

Сенека сыграл большую роль в истории западноевропейского театра. Главным образом через него гуманисты эпохи Возрождения начали свое знакомство с античной трагедией. Трагедии Сенеки пользовались большим успехом у итальянских, а позже и у других западноевропейских драматургов XVI–XVII вв. Его пьесы изучали и использовали в своей творческой практике представители французского классицизма – Корнель и Расин.

© 2000- NIV