12. 1. Р. Роллан
Велик вклад Ромена Роллана (1866–1944) в реалистическую драматургию Франции. В своей книге «Народный театр» (1903) Роллан призывает к созданию героического, монументального, жизнеутверждающего искусства, способного взволновать народные массы и побудить их к действию.
Свои идеи Роллан наиболее полно воплотил в цикле «Драмы революции», над которым работал в течение сорока лет.
Лучшая из драм – «Четырнадцатое июля» (или «Взятие Бастилии», 1901) –посвящена первым дням Великой французской буржуазной революции. Автор показывает в драме начало революции как стихийное движение, охватившее весь народ Парижа.
Последняя драма – «Робеспьер» (1939) – венчает драматургическое творчество Роллана. Для нее характерны глубокое понимание исторических событий, многогранность образов и новое истолкование роли Робеспьера в годы якобинской диктатуры. Драма посвящена падению диктатуры якобинцев, не сумевших сохранить свою власть. Пьеса построена в виде исторической хроники, в ней сменяются героические и лирические эпизоды
– звучит «Марсельеза», переходящая в «Интернационал» Так совершается, по мысли автора, стык Великой французской революции с социалистической революцией будущего.