Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 14 Театр эллинистической эпохи

3. 14 Театр эллинистической эпохи

В эпоху эллинизма (IV-I вв. до и. э.) греческий театр классической эпохи претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и самого театрального здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В результате поражения в Пелопоннесской войне Афины потеряли свое главенствующее положение в Греции. После битвы при Херонее (338 г. до н. э.), в которой объединенные войска греческих полисов были разбиты македонским царем Филиппом, гегемоном Греции становится Македония.

К этому времени форма небольшого рабовладельческого полиса и связанного с ним мелкого хозяйства теряет свою жизнеспособность. Организация крупных экономических форм ведет к завоеванию новых территорий, требует огромного притока рабов. Стремление к этому выливается в походы Александра Македонского, покорившего в короткий срок почти весь известный тогда грекам мир.

Вскоре после смерти Александра (323 г, до н. э.) его обширная, наспех сколоченная империя стала распадаться на отдельные эллинистические государства. Самыми крупными из них были монархии Селевкидов в Азии, Птолемеев в Египте и Антигонов в Македонии (от которой зависела и Греция). Благодаря колонизации греками Востока и расширению торговли с самыми отдаленными странами тогдашнего мира происходит распространение на Востоке греческого языка, греческой культуры и образованности. Немалую роль сыграл в этом и греческий театр. Театральные здания в эпоху эллинизма строятся не только во вновь возникших крупных торговых и административных центрах – Александрии, Антиохии, но даже и в малых городах. Однако театр эпохи эллинизма сильно отличается от театра демократических Афин. Литература и искусство, в частности театр, не могут уже критиковать общественных порядков своего времени или касаться священной особы монарха. В силу такого положения искусство эпохи эллинизма совершает крутой поворот от широкой общественно-политической тематики к узким вопросам семьи и быта.

В театре эллинистической эпохи ставили трагедии и комедии. Но от трагедии IV в. до н. э. сохранились лишь скудные остатки, и, по-видимому, художественные достоинства ее были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до нас дошла целиком одна пьеса и несколько отрывков из других пьес крупнейшего драматурга того времени – Менандра.

Комедию эллинистической эпохи называют новоаттической комедией. В ней по-своему отразились изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н. э. На смену представлению о божественном миропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное счастье, общественное положение – все зависит от воли случая. Случай определяет возникновение и решение конфликтов новоаттической комедии. Она ставила своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в разрезе семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии играет мотив любви.

В новой комедии заметно большое влияние Еврипида. Близость многих героев его трагедий к жизни, глубокое раскрытие их душевных переживаний – вот то, что новая комедия взяла у Еврипида. По своему строению новая комедия сильно отличалась от древней политической комедии. В ней не существовало хора, который был бы органически связан с развитием действия. Хор выступал только в антрактах.

В середине IV в. до н. э. в Греции впервые появляются актеры-профессионалы, объединенные в театральные товарищества, так называемые «синоды технитов». Членами их могли быть только мужчины, притом свободнорожденные. В эпоху эллинизма актеры по-прежнему пользовались большим уважением в обществе. Для организации представлений они даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства. «Дионисовы артисты» освобождались от воинской повинности. Так как новая комедия стремилась к воспроизведению обыденной жизни, то и игра актеров приобрела более жизненный характер, хотя женские роли по-прежнему исполнялись мужчинами и маска в театре сохранилась. Однако количество масок увеличилось, что показывает на желание ввести известное разнообразие среди твердо установленных основных типов масок.

Менандр (343/2 - 292 гг. до н. э.) родился в Афинах. Он происходил из знатной, богатой семьи и получил прекрасное образование, особенно в области литературы и драматургии, а также риторики и философии.

Менандр написал больше 100 пьес, но одержал лишь 8 побед. Вероятно, пьесы его не всегда нравились афинянам из-за своей психологической тонкости. Гораздо большим успехом пользовались грубоватые комедии его современника Филемона. Но вскоре после смерти Менандр был признан величайшим драматическим писателем. Его пьесы внимательно изучались критиками; типы, выведенные в его комедиях, сделались нарицательными. Менандр стал общепризнанным главой новой комедии. Известность его скоро вышла за пределы Греции. Ему подражали или переделывали его комедии римские драматурги Плавт и Теренций. «Брюзга» – единственная дошедшая до нас полностью комедия Менандра. Текст этой комедии был найден только в 1956 г!

Новоаттическая комедия – последний драматический жанр, созданный в Греции. Она потеряла остроту проблематики, ей чужды вопросы большого общественно-политического звучания. Но в смысле разработки характеров и динамики действия ново-аттическая комедия сделала определенный шаг вперед. Ее бытовые персонажи, ее сюжеты перешли в римский театр, а затем – в театр нового времени.

В Греции с давних пор наряду с трагедией и комедией, достигшими в V в. до н. э. высокого художественного развития, существовали формы низовых зрелищ. Это были представления, во время которых разыгрывались небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического характера. Такие сценки, бывшие обычно импровизациями, назывались мимами. Греческое слово «мимос», обозначающее «подражание», «воспроизведение», относилось также и к исполнителям таких сценок. Содержание сценок было самым разнообразным. Некоторые мимы изображали, например, воровские эпизоды, другие пародировали мифы.

женщины-мимы выступали в качестве акробаток или танцовщиц.

Широкое распространение в эллинистическую эпоху получил также пантомим, т. е. мимический танец обычно на мифологический сюжет. Актеры пантомима не пользовались ни словами, ни пением, однако достигали большого мастерства в умении посредством одного только танца передавать сложные душевные переживания, причем один и тот же актер мог исполнять последовательно несколько ролей, меняя костюм и маску. Как правило, актер пантомима выступал один. Женские роли исполнялись главным образом мужчинами. Действие шло обычно под аккомпанемент флейты.

Актеры и актрисы мима занимали низкое общественное положение. Это объясняется прежде всего тем, что их искусство не связывалось с культом Диониса (как это было в трагедии и комедии). Материальное положение этих бродячих трупп было большей частью весьма плохим.

Заслуга мима заключается в том, что он способствовал внедрению элементов реализма на античной сцене. Огромную популярность приобретает мим уже в Риме. В эпоху империи он оттесняет на второй план другие театральные жанры.

Другим типом низовой комедийной игры были флиаки, распространившиеся в греческих колониях на юге Италии и Сицилии в IV в. до н. э. Это небольшие комические сценки, отличавшиеся от мима прежде всего обязательным употреблением маски. Флиаки пародировали большей частью мифы, но брали темы и из повседневной жизни. Актеры флиаков (исключительно мужчины) имели такой же костюм и такие же аксессуары, как и актеры древней комедии.

– и это подтверждает, что в своем сниженном виде традиции древнеаттической комедии, и в том числе аристофановской, в народе продолжали существовать.

Вопросы для повторения

1. Из культа поклонения какому богу рождается древнегреческая трагедия?

2. Что такое дифирамб?

5. Назовите выдающихся драматургов классического периода Др. Греции.

6. Архитектура театра Др. Греции и его основные части.