Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
9. Театр эпохи Просвещения.

Практическое занятие №6

Цель. Представить просветительскую миссию театра и его главных представителей-драматургов. Раскрыть особенности театральной эстетики ведущих стран Европы. Преемственность театральной культуры Возрождения и Просвещения.

2. ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В XVIII в. начинается новая эпоха истории – эпоха Просвещения.

Основным содержанием этого времени была решительная борьба с феодализмом во всех сферах его существования – в экономике, политике, культуре. Борьба эта велась тем успешней, чем отчетливей проявлялось единение революционно настроенной буржуазии с широкими демократическими массами. И результаты борьбы оказались огромны: в экономике были окончательно уничтожены пережитки феодально-крепостнических отношений; в политике разрушена система абсолютистского правления; в области духовной деятельности произошло полное высвобождение от религиозного насилия над мыслью и были провозглашены те идеалы свободной личности и демократического общества, которые великие деятели Просвещения внесли в сокровищницу общественной мысли.

Просвещение по-разному развивалось в разных странах. В Англии уже в середине XVII в. произошла буржуазная революция. Однако на исходе века революционный период завершился компромиссом между поднимающейся буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами. Поэтому задачей Просвещения в Англии оказалось закрепление и развитие результатов революции.

Иной характер приобрело Просвещение во Франции – стране, которой еще только предстояло совершить революцию, причем революцию наиболее последовательную. Если английская революция лишь потрясла здание феодальной Европы, то французская его развалила. Революция во Франции идеологически была подготовлена учением просветителей. За сто лет, протекших с 1689 г., когда закончился революционный период в Англии, до 1789 г., когда началась французская революция, Просвещение проделало огромный путь.

Иначе развивалось Просвещение в Германии. В этой стране буржуазные нормы внедрялись сложными и обходными путями, а буржуазное законодательство было принесено завоевательной армией Наполеона. Но зато великие немецкие просветители, выступившие в области литературы и театра позже большинства своих европейских собратьев, могли уже опираться на их творческий и жизненный опыт. В Германии тоже произошла революция, но не политическая, не социальная, а художественная и философская. Германия в духовной области подвела итог всему, что происходило в жизни других стран Европы.

Наиболее узкий характер имело Просвещение в Италии, но и здесь оно сыграло большую роль, выдвинув мыслителей и художников, чье творчество обрело общеевропейское значение.

Однако, несмотря на все различия, обусловленные историческим положением разных стран, Просвещение во всех уголках Европы имело общие задачи. Это была форма идеологии третьего сословия, поднявшегося на борьбу с феодализмом и. его пережитками. Не только система представлений, но и художественный метод многих писателей и актеров в разных странах определялись общими задачами и потому были очень близки между собой. При этом театр XVIII в. знает много больших и очень своеобразных творческих индивидуальностей. Театр XVIII в. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства, как Шеридан и Гаррик в Англии; Вольтер, Дидро, Бомарше и Лекеи во Франции; Лессинг, Гёте и Шиллер в Германии; Гольдони в Италии.

От эпохи Возрождения просветители унаследовали идею освобождения личности и ее свободного развития. Они оптимистически смотрели в будущее и верили в возможность примирить эгоистическую буржуазную деятельность с гражданскими задачами, стоявшими перед обществом в целом, подчинить «буржуа» «гражданину». Просветители считали, что вернейший способ добиться этого – просветить человечество. Человек просвещенный, достигший гармонии чувства и разума, будет видеть жизненную цель в служении общему благу, а не своей корысти. По природе человек эгоистичен, считали они, но «разумный эгоизм», эгоизм просвещенного человека состоит в том, чтобы развивать в себе качества, сближающие его с людьми.

Традиции, обычаи, навеки закрепленные представления о жизни и мироздании, выраженные в религиозной форме, были могучим устоем феодализма. В противовес всему этому просветители выдвинули идею прогресса, приносимого наукой, критическим разумом. Наука, знание, разум стали для Просвещения сильнейшим оружием против старого общества. Все, что не выдерживало проверку разумом, объявлялось предрассудком.

«Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно, – писал Ф. Энгельс. – Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего.

... Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам.. .»

Впрочем, господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало известной рассудочностью. Рациональный острый анализ жизни требовал упорядоченных форм искусства. Логика, правильность и законченность построения одинаково отличали как научную, так и художественную мысль эпохи.

Разум явно преобладал над чувством в первый период развития просветительского искусства – в период просветительского классицизма. Следующий этап развития искусства XVIII в. принято определять как период просветительского peaлизма. В последний, третий, период (сентиментализм) многие просветители явно отдавали предпочтение чувству.

В области театра это обращение к чувству далеко не всегда было равнозначно чувствительности. Полнее всего это сказалось во Франции, где через театр (как и через другие виды искусства) выразились настроения плебейских слоев – тех слоев общества, которые стали движущей силой приближавшейся революции.

В борьбе против старого общества просветители уделяли огромное внимание театру. XVIII век – одна из великих эпох развития этого вида искусства. Театр Просвещения замечательно выразил и содержанием своим, и методом тот взгляд на мир, который был наиболее адекватен эпохе, когда подводились итоги одной революции и готовилась другая. Но этот театр принадлежит не только своей эпохе. В ходе его развития обогатилось представление о природе театра. Лучшие произведения, созданные в те времена, не сделались лишь достоянием прошлого – они принадлежат и нам. «Ночь ошибок» Гольдсмита и «Школа злословия» Шеридана, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Трактирщица» Гольдони и «Принцесса Турандот» Гоцци, трагедии Шиллера прочно вошли в репертуар мирового театра.

Английский театр XVIII в. сыграл заметную роль в истории всего европейского театра. Отражая перемены в общественной жизни своей страны, перемены, которые еще не совершились на европейском континенте, английский театр, естественно, предвосхищал многие явления европейской драматургии.

© 2000- NIV