Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
9. 5. Театр французской буржуазной революции

9. 5. Театр французской буржуазной революции

В истории театра 1789 –1794 гг., как в зеркале, отразилась вся сложность и трагическая напряженность политических битв революции.

Французская революция с первых дней провозгласила театр мощным средством просвещения, агитации, идейного и эмоционального воздействия на народ с целью воспитания идеальных граждан, «сынов отечества». Театр стал оружием острой политической борьбы.

Направление и роль театра в это время определялись историческим смыслом двух основных этапов революции.

Первый этап –1789 –1792 гг., когда у власти стояли жирондисты, защищавшие интересы крупной французской буржуазии, боявшейся углубления революции. Идеальной государственной формой они считали конституционную монархию, за создание которой и боролись. Второй этап революции, высшая точка ее развития – 1792–1794 гг. – это период якобинской диктатуры, во время которого якобинцы, связанные с революционно настроенной мелкой буржуазией и широкими массами народа Франции, требовали уничтожения монархии, казни короля и создания во Франции республики.

Отношение революции к театру было четко выражено уже в первом законодательном акте революционного правительства в области театра. В 1791 г. Учредительным собранием был принят декрет, уже первая статья которого уничтожила самые основы феодально-абсолютистской театральной системы: было отменено деление французских театров на привилегированные и непривилегированные, все театры были уравнены в правах, ликвидированы субсидии и монополии, объявлена свобода частной инициативы – каждый гражданин имел право открыть театр и ставить там пьесы всякого рода (в течение одного года только в Париже появилось восемнадцать новых театров).

Следующая статья декрета вводила понятие авторского права – театры могли ставить любые пьесы, но с согласия их авторов. Руководство театрами было передано городским властям – муниципалитетам.

Господствующим стилем французского театра был революционный классицизм, корнями своими связанный с просветительским классицизмом XVIII в. Обращение к античности, интерес к ней проникают во все области общественной жизни революционной Франции, античность используется для героического возвеличения революции.

Закономерно, что первое место в репертуаре революционных, лет принадлежало классической трагедии.

Выдающимся представителем революционного классицизма был Мари-Жозеф Шенье (1764–1811). Его трагедия» «Карл IX, или Урок королям» пользовалась огромной популярностью и заняла важное место в истории театра. Публицистическую силу пьесы прекрасно выразил Дантон, сказав, что «если «Фигаро» убил дворянство, то «Карл IX» убьет королевскую власть». Трагедия Шенье — это обвинительный акт предъявленный королевской власти. Король предстает в ней как. кровожадный убийца и злодей.

Вместе с современными агитационно-политическими пьесами шли и классические пьесы Корнеля, Расина, Мольера, хотя и со значительными изменениями, которых требовал политический момент, — из пьес изымалось употребление феодально-аристократических титулов: вместо «мосье» и «мадам» говорилось, «гражданин», «гражданка» и т. д.

В эти же годы во Франции возникла и стала играть большую прогрессивную роль мелодрама, которая в эмоциональной, остросюжетной форме выражала идеи борьбы против дворянства и духовенства.

В период революции возникает и находит воплощение идея народного театра, идея массовых представлений, празднеств. В 1793 г. по предложению крупнейшего художника революции Луи Давида решили построить на Марсовом поле огромный театр, где были бы представлены в пантомиме «главнейшие события революции». Площадь Согласия должна была быть преобразована в стадион для массовых представлений. В дни революционных празднеств организовывались массовые действа, шествия, в которых участвовали сотни тысяч граждан, армия, оркестры и хоры, исполнявшие кантаты, оратории, гимны, славившие революцию. Такие праздники, как праздник торжества Разума, Республики, Свободы, в честь годовщины взятия Бастилии (14 июля 1790 г.) отличались размахом, массовостью и выполняли большую агитационно-пропагандистскую роль. Кроме того, предполагалось открыть «Театр народа», в котором все театры поочередно должны были играть патриотические пьесы. Идея народного театра, возникшая в годы революции, вдохновляла многих передовых деятелей французского театра вплоть до XX в.

После декрета 1791 г. количество театров в Париже увеличилось, но основным по-прежнему оставался «Комеди Франсез», переименованный в «Театр Нации». Положение этого театра в годы революции было сложным, так как в нем не было политического единства. Большая часть труппы была настроена монархически и не принимала революцию, но в театре была группа актеров, преимущественно молодых, которая восторженно приветствовала революцию и хотела ей служить]

Произошел раскол театра на так называемые «черную и красную эксадры». Сосуществование для них стало невозможно и, воспользовавшись появлением декрета 1791 г., «красные» образовали собственный театр — «Театр Республики».

Возрождение и воссоединение труппы театра «Комеди Франсез» произошло в 1799 г. и ознаменовано постановками «Сида» Корнеля и «Школы мужей» Мольера.

Вопросы для повторения

1. В чём особенности развития Просвещения в Англии, Франции, Германии, Италии.

2. Роль театра в борьбе просветителей против старого общества.

3. Назовите наиболее ярких драматургов английского, французского, Итальянского, немецкого театров.

4. Театр – трибуна Французской буржуазной революции. Аргументируйте это утверждение.

5. Какой театральный жанр был особенно востребован драматургами- просветителями?

© 2000- NIV