Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
5. Театр Средних веков.

Практическое занятие №3. ( 2 часа )

Цель. Раскрыть особенности элементов театральной культуры Средневековья. Причины упадка театра в эпоху Средневековья. Специфичность форм и жанров средневекового театра и его связь с народным искусством.

5. ТЕАТР СРЕДНИХ ВЕКОВ

История средневекового театра проходит два этапа – этап раннего (V по XI в.) и зрелого (с XII до середины XVI в.) Средневековья.

Хотя церковь ревностно уничтожала следы античного театра, театр не погиб. Он родился из нового уклада жизни варварских племен. Истоки театра средневековья надо искать в сельских обрядах народов, пришедших на смену рабовладельческому Риму, в самом быту земледельцев. Народ, хотя и принявший христианство, еще находился под сильнейшим влиянием языческих верований. Несмотря на преследование церкви, деревенское население по древним обычаям праздновало конец зимы, приход весны, сбор урожая; в играх, танцах и песнях люди выражали свою наивную веру в богов, олицетворяющих силы природы. Эти праздники и положили начало будущим театральным действиям. В Швейцарии зиму и лето изображали парни – один в рубахе, другой в шубе.

В Германии в честь весны устраивались костюмированные карнавальные шествия. В Англии весенние праздники выливались в многолюдные игры, пляски, состязания в честь мая, а также в память народного героя Робина Гуда. Зрелищными элементами были богаты весенние игры в Италии и Болгарии.

Эти массовые праздники были пронизаны здоровым юмором, выражали творческие силы народа. Постепенно, все больше теряя обрядово-культовый смысл, они отражали элементы реальной жизни деревни, связывались с трудовой деятельностью крестьян, превращались в традиционные игрища, развлечения зрелищного характера. Но дать начало театру эти игры с их примитивным содержанием и наивной формой не могли – они не обогащались ни гражданскими идеями, ни поэтическими формами, как это было в древней Греции. К тому же эти вольные игры содержали воспоминания о языческом культе и жестоко преследовались христианской церковью. Но если церкви удалось воспрепятствовать свободному развитию народного театра, связанного с фольклором, то все же отдельные виды сельских увеселений породили новые народные зрелища — действа гистрионов.

от раннего средневековья к развитому феодализму.

С развитием торговли усиливается тяготение деревни к городу. Спасаясь от бесчеловечной эксплуатации феодалов, крестьяне в поисках лучшей жизни идут в города, Вместе с этими предприимчивыми людьми в город часто переселяются и деревенские затейники. Процесс разделения труда захватывает и этих вчерашних сельских острословов и плясунов, они становятся профессиональными забавниками – гистрионами. Во Франции их называют жонглерами, в Германии – шпильманам, в Польше – франтами, в Болгарии – кукерами, в России –скоморохами. С XII в. их количество исчисляется сотнями и тысячами. Они окончательно отрываются от деревни, – источником их творчества становится жизнь средневекового города, шумные ярмарки, сутолока городской улицы. Их искусство вначале отличает синкретизм: каждый и поет, и танцует, и сказывает сказки, и играет на музыкальном инструменте, и проделывает еще десятки других забавных вещей. Но постепенно происходит расслоение массы гистрионов по отраслям творчества, по типу, аудитории, к которой они чаще всего обращаются. Современники различали искусство комиков-буффонов, близкое к цирковому, искусство рассказчиков, певцов и музыкантов-жонглеров и, наконец, особо выделяли творчество сочинителей и исполнителей стихов, баллад и танцевальных песен – трубадуров, называя их людьми, «умеющими нравиться знатным».

и самодержцы не могли устоять против соблазна увидеть веселые, жизнерадостные выступления гистрионов.

Они объединялись в союзы, из которых создавались впоследствии кружки актеров-любителей. Накопив элементы актерского искусства гистрионы сделали первые попытки изобразить человеческие типы. Они подготовили рождение фарсовых актеров и светской драматургии, ненадолго расцветшей во Франции в XIIIв.