Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
11. Театр США XVII - XVIII веков.

11. ТЕАТР США XVII – XX ВЕКОВ

Первые театральные спектакли были показаны в Америке в конце XVII в. английскими актерами. Актерские труппы подвергались жестокому гонению со стороны пуритан и были вынуждены кочевать по стране и маскировать театральные представления под «морализующие диалоги». Только в XVIII в. были оборудованы первые театральные помещения в Виргинии (1716), затем в Нью-Йорке (1732). Репертуар первых театральных трупп состоял исключительно из английских пьес, преимущественно из произведений В. Шекспира.

В 1775–1783 гг. в связи с войной североамериканских колоний за независимость все театральные представления были запрещены. В эти же годы были написаны первые американские драматические произведения, проникнутые духом гражданственности и патриотизма.

С 1885 г. стал быстро распространяться театр. Большое развитие получают странствующие по стране, как по суше, так и по рекам, труппы, состоящие часто из целых актерских семей. Наряду с произведениями английской драматургии эти труппы исполняли пьесы американских авторов Т. Годфри (1736–1763), Р. Тайлера (1757–1826), У. Данлепа (1766–1839), написанных на материале американской жизни и выражавших просветительские тенденции.

Развитию романтического направления в театрах США способствовали драматурги, образовавшие так называемую Филадельфийскую школу, – Р. Берд (1806–1854) и др.

Во второй половине XIX в. в городах возникли стационарные театры с постоянным репертуаром. Широкую известность получил возглавлявшийся актрисой Л. Дрю театр на Арч-стрит в Филадельфии, отличавшийся обширным репертуаром, высокохудожественными спектаклями, сыгранностью труппы. Стационарные театры способствовали развитию американской реалистической драматургии, исполняя пьесы Б. Хоуарда (1842–1908), Дж. Херна (1839 – 1901), Ф. Брет-Гарта.

Большой популярностью пользовались выдающиеся американские актеры-трагики Э. Форрест (1806–1872), Э. Бутс (1833–1903), выступавшие преимущественно в шекспировском репертуаре.

Развитию американского театрального искусства этого периода способствовала деятельность драматургов и режиссеров-постановщиков: В. Данлепа (1766–1839), Д. Бусико (1822–1890), переводчика и драматурга О. Дэли (1838– 1899), режиссеров и драматургов Д. С. Мак-Кея (1842–1894) и Д. Беласко (1859– 1931).

В конце XIX в. начал получать распространение новый тип театра – труппы-гастролеры, показывавшие быстро поставленные, роскошно оформленные копии наиболее популярных спектаклей Нью-Йорка.

Первой исполненной профессионалами американской пьесой была комедия. И все же растущее влияние буржуазии сделало центральным жанром американского театра (впрочем, как и в Европе) мелодраму. Местной особенностью стало подчеркнутое внимание постановщиков к музыке и зрелищности. Отметим все же, что самой популярной мелодрамой была «Хижина дяди Тома», по роману Г. Бичер-Стоу, выдержавшая 12 инсценировок. В 1890 году в США насчитывалось около 400 бродячих трупп, и все они играли «Хижину», которая таким образом сделалась еще одним влиятельным оружием в кампании за отмену рабства.

Кроме того, американская публика была воспитана на пьесах-мифах о пионерах, индейцах, старателях, а также о гражданской войне. Локальная мифология порождала паратеатральные явления, такие, как шоу Буффало Билла «Дикий Запад».

С 1870-х годов в Америке стало приобретать самостоятельную форму варьете: публика Запада (лесорубы, старатели, ковбои, охотники) требовала легких развлечений, но и в респектабельных восточных городах оно набирало популярность; особенно славились шоу — пародии на негритянские песни («минстрел шоу»), которые исполняли белые артисты, красившие лица в черный цвет.

В Нью-Йорке индустрия Бродвея (улицы, на которой расположены популярнейшие театры) традиционно держалась на мюзиклах и мелодрамах.

Общемировое стремление к обновлению театральных форм, к созданию высокохудожественного и социально значимого театра в США впервые в полной мере воплотилось в основанном Морисом Брауном в Чикаго в 1912 г. Малом театре. Браун нашел поддержку у писателя и продюсера Джорджа Крэма Кука и его жены, драматурга Сьюзен Гласпелл. Переехав в Нью-Йорк, они организовали Театр Вашингтон Сквер Плейерз (1914), который чуть позже получил название Провинстаун Плейерз (1916). Именно здесь впервые были поставлены короткие пьесы Юджина О'Нила («Жажда», «На восток в Кардифф»), что вывело американский театр на мировой уровень.

В послевоенную картину мирового западного театра яркие штрихи внесли эмигранты, в том числе из революционной России. В США Михаил Чехов распространил «Евангелие от Станиславского», повлияв здесь на развитие как режиссерского театра, так и шклы актерской игры. Организатором «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 года переименован в «Нью-Йорский городской балет») был Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе, 1904—1983), создавший новый тип бессюжетного балетного спектакля, содержание которого вырастает из музыкального произведения. Крестным отцом фестивальных театров, с их массовыми действами, называют немецкого режиссера Макса Рейнгарда. Именно под влиянием его эпического театра была создана грандиозная сценическая площадка — Голливудская чаша в Лос-Анджелесе. В последствии в 40-е гг. в Нью-Йорке немецкий режиссер Эрвин Пискатор создал Мастерскую драмы, повлиявшую на возникновение знаменитой «Актерской студии», в которую пришли из Мастерской Род Стайгер, Марлон Брандо и многие другие звезды.

В целом американский театр придерживался норм натурализма и добротного реализма. Его приверженец Беласко ставил спектакли до своей смерти в 1931 году, а продолжал развивать и утверждать эти идеи, соединенные с основами системы Станиславского, адепт актерского ансамбля, режиссер и выдающийся педагог Ли Страсберг (1901—1982), основатель так называемой «Школы метода» и один из организаторов и режиссеров театра «Груп», проповедовавший непрерывность творческого процесса и дух студийности. Вклад театра «Груп», заложившего основы американской актерской школы, в развитие сценического искусства США трудно переоценить. С 1931 по 1941 год (время его существования) в нем сформировалась целая плеяда артистов, режиссеров, художников, драматургов нового типа, составившая гордость американского театра и кино.

Продолжал экспериментировать в своих пьесах Юджин О'Нил, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936 года. Именно его «Император Джон» стал первой американской пьесой, в которой главную роль сыграл афро-американец (Поль Робсон).

Политизация американского театра 1930-х годов косвенным образом проявилась в Федеральном театральном проекте — составной части программы по обеспечению занятости безработных, которая в 1935—1939 годах профинансировала более 800 постановок различного толка, начиная от зрелищ типа «живой газеты», посвященных жизни фермеров, и кончая постановкой «Макбета» Орсоном Уэллсом (1915—1985), все роли в которой играли афро-американцы. Финансовую помощь от частых меценатов и различных фондов получали в 1950-е годы некоммерческие театры (такие как Арена Стейдж в Вашингтоне), ставившие злободневные постановки. Заметим к месту, что спонсорские взносы и по сей день спасают многие небольшие американские театры, ибо такая практика нашла поддержку в федеральном законодательстве, освободившем взносы на поддержку культурных инициатив от налогов.

По-разному, но мощно отзывались в обществе популярнейшие бродвейские музыкальные спектакли («Оклахома!», 1943; «Вестсайдская история», 1957; «Кабаре», 1966 и др.) и постановки пьес выдающихся американских драматургов. Кроме произведений О'Нила, уже с 1940-х годов обрели сценическую жизнь в режиссуре Элиа Казана (р. 1909) пьесы Теннеси Уильямса («Трамвай "Желание"», «Стеклянный зверинец») и Артура Миллера (р. в 1915, «Все мои сыновья», «Смерть коммивояжера»). Именно Уильяме и Миллер, а также Торнтон Уайлдер (1897—1975), впервые стали провозвестниками экспорта американской театральной культуры (в этот период — с приматом драматурга над режиссером) в Европу.

Традиция социально значимой и в то же время психологически глубокой драматургии поддерживалась в творчестве Эдуарда Франклина Олби (р. 1928, «Американская мечта», «Кто боится Вирджинии Вульф?»).

В 1970-х и 1980-х годах переживал бум популярности жанр эффективного, сверхзрелищного мюзикла («мегамюзикл») с использованием сложно-автоматизированной сценической механики, компьютерного освещения, мощных звукоусилителей.

В 1975 году в США была основана Вустер-групп — «объединение более или менее независимых театральных деятелей разных профессий», ставивших в год по одному спектаклю, каждый из которых являлся демонстрацией новых возможностей театра технологической эры. Вустер групп была поставлена в 1991 г. экспериментальная версия чеховских «Трех сестер» спектакль «Крепитесь!» В такого рода спектаклях американский театр вливается во общемировую практику сценических экспериментов.

Замечено, что понятие «американский театр» ассоциируется с Бродвеем. Однако следует помнить, что сложные социальные процессы, происходившие в США в 60—70-е годы отразились на культуре страны в целом и нашли прямое выражение в американском искусстве. На гребне политической активности возникло движение театров протеста (радикальных, авангардных, политических экспериментальных, уличных, революционных, альтернативных, партизанских и т. д.). Истоки его (тогда движение получило название «Офф-Бродвей») положил еще в начале 50-х годов «Ливинг-театр».

С 1951 года Ли Страсберг стал художественным руководителем «Актерской студии», оставаясь им на протяжении почти 35 лет и делая упор в работе с актерами на психоаналитическое исследование подсознания и использование личных переживаний актеров («аффективная память»). Заметим, что метод Страсберга, изначально презиравшего кино как искусство, именно в кино дал наиболее эффективные результаты, что принесло ему всемирную славу.

© 2000- NIV