Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
3. 5 Трагедия до Эсхила

3. 5 Трагедия до Эсхила

Надо думать, что первоначальная трагедия была несколько большей по объему, чем ее родоначальник – дифирамб. По мере того как новый жанр завоевывал симпатии зрителей, стали разрабатывать более сложные сюжеты. Таким образом возникли большие лирические трагедии, части которых, однако, можно было еще легко отделять друг от друга. Подобно тому как актер исполнял последовательно несколько ролей, хор тоже мог представлять последовательно разные группы. Трагедия оказывалась составленной из нескольких эпизодов, которые порой обособлялись. Одной из таких частей, и именно последней, была сатировская драма, то есть веселая драма мифологического содержания, в которой хор обязательно состоял из сатиров. С течением времени установился обычай давать вместе четыре связанных одним сюжетом пьесы, одной из которых и была сатировская драма. Эти четыре пьесы составляли тетралогию.

Диалог в ранних трагедиях мог иметь различную форму. Он мог быть чисто лирическим и состоять из попеременного пения хора и актера. Чаще всего это был обмен жалобами, патетическими вопросами, стенаниями и криками скорби, из которых в дальнейшем возник коммос – плач классической трагедии.

Иногда же хор пел один, а актер пользовался речитативом, приближавшимся более или менее к декламации.

Или же, наконец, запевала-корифей выступал от имени хора, и тогда между ним и актером возникал настоящий диалог.

Сами греки считали, что трагедия многим обязана Феспиду родившемуся в Аттике ок. 580 г. до н. э. Он выделил из хора особого исполнителя – актера, получившего название «гипокрит», то есть ответчик. Наименование актера «ответчиком» ясно показывает, что xoр все время играл в трагедии активную роль. Но теперь могло уже быть диалогизированное пение, а не чередующееся пение солиста (обычно корифея) и хора. По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях.

В 534 г. до н. э. так называемый «тиран» (единоличный правитель) Афин Писистрат, покровительствуя народному культу Диониса, организовал в Афинах первые официальные драматические представления, на которых и выступил с драмой Феспид. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.

По-видимому, вначале Феспид не решился еще ограничить действие сатировских хоров, но с течением времени он дал явный перевес героическому элементу над элементом сатировским, и в конце концов последний стал существовать только в сатировских драмах, теперь целиком отделившихся от трагедий.

Можно с уверенностью утверждать, что трагедия Феспида уже далеко ушла от первоначального дифирамба, но все же в ней не было диалога в настоящем значении этого слова или в лучшем случае употребление его было сведено до минимума. Почти вся трагедия состояла еще из песен хора и актера.

винной гущей. Другие думают, что они употребляли белила, портулак, а может, – и маски из полотна.

О Фринихе дошло несколько больше сведений. Он был, по-видимому, самым знаменитым из драматургов – предшественников Эсхила. Фриних одержал победу на состязаниях трагиков на 67-й олимпиаде (512–508 гг. до н. э.). Плутарх называет его победителем еще и в 476 г. С именем Фриниха связывают введение в трагедию женских персонажей, что, однако, некоторыми учеными оспаривается. Фриних считался хорошим поэтом, прекрасным актером и певцом. До нас дошли названия десяти его пьес. Две трагедии Фриниха – «Взятие Милета» и «Финикиянки» – отражали современные поэту политические события. Первая пьеса изображала взятие Милета персидским царем Дарием в 494 г. до н. э. Афины не оказали ионийским городам необходимой помощи, и эта пьеса должна была показать судьбу Милета и объяснить ее как следствие неправильной внешней политики Афин. Геродот рассказывает, что при постановке «Взятия Милета» весь театр разразился рыданиями. Возбуждение, вызванное этим спектаклем, было столь велико, что власти присудили поэта к уплате штрафа в 1000 драхм и запретили постановку его пьесы.

«Финикиянки», поставленные в 476 г. до н. э., прославляли Саламинскую победу. Хор в этой трагедии, по всей вероятности, составляли жены воинов, отправившихся с персидской армией на завоевание Греции. Можно думать, что эта трагедия состояла в значительной степени из жалобных песен хора и все еще напоминала старинную лирическую кантату.

Среди других предшественников Эсхила следует назвать Пратина, считавшегося создателем сатировской драмы, но писавшего также и трагедии. От одной его пьесы сохранилось всего тринадцать стихов.