Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
Введение

Введение

Культурология – предмет достаточно молодой, но уже прочно утвердившийся в учебном процессе высших учебных заведений. Существующая учебная литература очень ярко отражает процесс поиска в создании оптимального учебного пособия, в котором объективно и достаточно полно освещались бы вопросы культурологического цикла. Поэтому для большинства учебников или учебных пособий характерен тенденциозный взгляд, исходя из профессиональной ориентации его авторов на проблемы культурологии. Однако обязательным для всех них является изложение материала, связанного с комплексом духовной культуры – литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра. Но составляющие этого комплекса представлены не всегда равноценно. Как правило, музыке и театру отводится более скромная роль, при всём том, что именно они вызывают особый интерес молодёжи и студенчества на которых прежде всего ориентирован предмет культурологии.

Вхождение в Болонский процесс даёт возможность создавать спецпрограммы, позволяющие подчеркнуть или глубже представить специфику каждого из направлений культуры и искусства, входящих в пространство культурологии.

К таким относится авторская программа «Европейская музыка и театр в пространстве культуры». Цель её – через историческую эволюцию заявленных видов искусства показать взаимосвязь между культурами прошедших эпох и современными явлениями в области музыки и театра.

В программе предусмотрены темы, которые дают возможность студентам понять, увидеть и услышать взаимосвязь между существующими направлениями и явлениями в музыкальном и театральном искусстве. Программа ставит своей целью воспитание у студентов слушательской культуры, эстетического вкуса, умения включиться в творческий процесс и через это воспитывать и развивать навыки анализа видимого и слышимого произведения искусства.

Принципиально важным является в программе и сам подход к изучению творчества отдельных композиторов и драматургов, который осуществляется с позиций стилевого анализа музыкальной и театральной культуры рассматриваемой эпохи.

Такое построение курса предполагает обязательную самостоятельную работу студентов: ознакомление с биографиями композиторов, драматургов и писателей, творчество которых рассматривается на лекциях; прослушивание и просмотр аудио и видеоматериала с целью более глубокого освоения изучаемых тем.

Освоение программы «Европейская музыка и театр в пространстве культуры» завершается творческой работой – рефератом по одной из тем курса. В ней студент демонстрирует уровень владения методом сравнительного анализа, умение делать научное обоснование в соответствии с выдвинутыми аргументами, культуру мышления.

Данная программа является результатом педагогического наблюдения и анализа за развитием степени усвоения предлагаемого учебного материала.

Наблюдение и анализ проводились в формах собеседования, критических отзывов, проведения срезов уровней усвоения знаний.

Поскольку музыка и театр являются специфическими формами мышления и творческого самовыражения, то и изучение данных видов искусств требует специальной литературы, которой недостаточно в библиотеке университета. Данные методические рекомендации частично восполняют этот пробел и предлагают студентам необходимый теоретический материал для подготовки к практическим и семинарским занятиям по соответствующему курсу. Они значительно расширяют содержание лекций, предлагая дополнительный материал к соответствующим темам как авторской программы так и к общему курсу культурологии.

Предлагаемая программа разработана на основе базовой, утверждённой на кафедре Украиноведения, педагогики и культурологии Сев. НТУ. Все авторские дополнения и насыщение программы музыкальным и театральным содержанием отмечены курсивом в прилагаемом тематическом плане программы «Европейская музыка и театр в пространстве культуры».

В качестве модели, для разработки предлагаемых методических рекомендаций, было использовано учебное пособие для студентов ВУЗов – «Литература и искусство западноевропейского Средневековья», в котором равноценно представлены заявленные культурологические компоненты. Однако музыка и театр остались за рамками этого издания.

Значительный интерес своей объективностью представляют «Лекции по мировой художественной культуре» профессора Колесова М. С., которые включают в себя весь культурологичекий комплекс, включая культуру Украины и Крыма. Но и здесь, благодаря обширной культурологической «географии», разделы связанные с музыкой и театром представлены недостаточно полно.

Всё это и подготовило создание методического пособия, которое могло бы предложить более расширенный материал по музыкальной и театральной культуре выделив его в отдельную программу культурологического цикла, каковой и является «Европейская музыка и театр в пространстве культуры».

Методические указания состоят из трёх частей:

- Часть I. «Музыкальная культура Западной Европы».

- Часть II. «Музыкальная культура и театр России и Украины».

- Часть III. «Театральная культура Западной Европы».

Данная работа «Театральная культура Западной Европы», является третьей частью и продолжает серию методичек представляющих материал рекомендованный для использования студентами при подготовке к практическим занятиям по курсу «Европейская музыка и театр в пространстве культуры».

© 2000- NIV