Приглашаем посетить сайт

Театральная культура Западной Европы.
10. XIX век как культурно-историческая эпоха.

Практическое занятие №7. (2 часа)

Цель. Дать представление о взаимосвязи между техническим типом цивилизации XIX в. и множественностью художественных направлений. Роль и место театрального искусства в отражении социально-политических противоречий общества. Особенности драматургии театра романтизма, реализма, натурализма и ярчайшие писатели-драматурги представляющие эти направления. Италия – родина современного балетного театра.

10. XIX ВЕК КАК КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

XIX век стал веком «перманентной революции», происходившей во всех сферах жизни общества. Техническая цивилизация сменяет в Европе традиционную. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию (использование машин в производстве), научно-технический прогресс, урбанизацию (небывалый рост городов, вызванный промышленным переворотом), демократизацию политических структур, секуляризацию (обмирщение сознания), рост образования и изменение социального статуса женщины.

Индустриализация и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: в обществе сформировалась новая сила — рабочий класс.

Социальные конфликты капитализма были осмыслены политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное движение. К концу XIX в. проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.

В XIX в. были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей: к концу века были изобретены пароход, локомотив, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.

Наука от периода собирания фактов перешла к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранения и превращения энергии, в биологии — созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии — периодическая система, а в геометрии — теория Лобачевского.

Хотя внешне XIX в. выглядел как век Науки и Прогресса, именно тогда начинается разочарование в возможностях разума. В философии появляется такое направление как иррационализм, представители которого считают, что не разум определяет поведение человека и развитие общества, а воля, вера, чувства, инстинкты. Такие философы-иррационалисты как Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, обращаясь к анализу искусства, сформулируют ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.

цензуры привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. Секуляризации способствовало не только развитие науки, но и рост образования. К концу XIX в. в большинстве европейских стран принимаются законы о всеобщем начальном образовании, которое было необходимо в связи с дальнейшей индустриализацией и демократизацией европейского общества.

направлений.

Европа становилась нетрадиционным типом общества, в котором все большее распространение получало новаторство, где художественные стили не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.

Вопросы предназначения искусства, его специфики, роли художника стали достоянием не только художественной критики, но и эстетики. Такие крупнейшие философы XIX в., – Кант, Гегель, Шеллинг, Фейербах, философы-иррационалисты – Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, – высказали ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.

Множественность художественных направлений в XIX в. была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX в. культурологи относят начало формирования массовой культуры; газеты и журналы, из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX в.