Приглашаем посетить сайт

В.Э. Вацуро "Готический роман в России"
Вместо предисловия.

Вместо предисловия.

<...>

Данная работа посвящена истории восприятия в России английского готического романа, одного из наиболее значительных жанровых образований преромантической прозы, эстетика которого оказала мощное влияние на романтическое движение. <...>

К концу XVIII — нач. XIX в. относится первая волна увлечения готическим романом («романом тайн и ужасов») в России, прежде всего на читательском уровне; однако с появлением «Острова Борнгольма» Н. М. Карамзина становится очевидным, что сама русская словесность эстетически уже подготовлена к его восприятию.

Спад готической волны в 1810-е гг., вытеснение жанра в низовую литературу не привел к его исчезновению; отзвуки его вплоть до 1830-х гг. ощущаются в историческом романе (Ф. Булгарин, М. Загоскин) и в особенности в романе бытовом. Своего рода возрождение готики происходит в «Латнике» А. Бестужева-Марлинского; что же касается отдельных элементов ее повествовательной техники, характеров, типовых ситуаций, то они усваиваются романтической литературой и прослеживаются вплоть до поздней прозы Лермонтова.

Готический роман — целостная и хорошо структурированная система, порожденная преромантической эстетикой и философией; эта последняя предопределила характер конфликта, расстановку действующих лиц, иерархию мотивов и сумму повествовательных приемов; она создала и специфически романные модели; воспринимаясь или отвергаясь последующей литературой, они могли разрушаться как целостное образование, обогащая традицию отдельными своими элементами.

— проследить процесс прямого и опосредованного восприятия русской литературой готического романа — как на уровне целостной структуры, так и ее элементов, выявить динамику, степень и характер этого усвоения в условиях зарождения новых жанров и смены литературных формаций. С этой целью нами привлечен широкий пласт русской прозы, в том числе произведения, не привлекавшие к себе специального внимания; среди них и переводные романы, широко популярные в России, но почти не изученные на Западе. <...>

В отличие от истории готического романа в английской, французской и немецкой литературах, сколько-нибудь полная история его «жизни» в России не написана; между тем она важна во многих отношениях: и для исследования эволюции читательских вкусов, и для соотношения «элитарной» и «массовой» литературы и самых этих понятий, меняющихся в своем историческом движении, и для построения исторической поэтики: она важна и для изучения литературной борьбы: нередко отношение к этому жанру становилось показателем размежевания литературных групп.* Из черновика заявки на издание книги «Готический роман в России». 1998 г.

Такая история есть в идеале история литературного процесса, охватывающая прозу, критику и поэзию на протяжении более чем полустолетия.