Приглашаем посетить сайт

Великовский. Поэты французских революций 1789 - 1848 гг.
Поэзия трудового братства Пьер Дюпон.

ПОЭЗИЯ ТРУДОВОГО БРАТСТВА

ПЬЕР ДЮПОН

Среди французских песенников 1848 г. самым знаменитым был Пьер Дюпон. И дело здесь не просто в его поэтической одаренности: в личности Дюпона, в его идеях и самом складе ума как бы воплотился дух тогдашней демократии с ее порывом к освобождению труда и ее романтическим воспарением над жизнью, ее мудрыми прозрениями и наивными заблуждениями. Все, знавшие поэта, в один голос говорят о его необычайной мягкости, гуманности, терпимости. Природная доброта, казалось, восполняла в нем и недостаток знаний, общественного опыта, и неустойчивость, бессистемность мысли. Дюпон - типичный «социалист чувства», воспринявший общее всем утопистам тех лет недовольство буржуазным миропорядком, их веру в духовную красоту и созидательную силу трудовой Франции, но одновременно и их упования на проповедь гражданского мира, братства богачей и обездоленных как лекарства от всех социальных зол. В политической борьбе он обычно ориентировался наугад, порой шел на поводу у под делывавшихся под демократизм либеральных фразеров, лишь благодаря прирожденному чутью человека из народ в сложнейших переплетениях классовой борьбы в конечном счете всегда оказывался на стороне трудящихся.

Дюпон родился 13 апреля 1821 г. близ Лиона, в семье сельского кустаря. Он был воспитан дядей, приходским священником, который определил племянника в семинарию. Но деятельность священнослужителя не прельщала юношу: бросив семинарию, он поступил учеником на ткацкую фабрику, затем писцом к стряпчему, оттуда - служащим в банк. В свободное время он сочинял идиллии. Они еще очень неровны, в них ощутимо подражание самым разным поэтам, от Вергилия до Ламартина, но сквозь заимствования уже угадывается почерк будущего песенника. Когда Дюпон, приехав в Париж, показал рукописи своему земляку, академику Пьеру Лебрену, тот сразу же помог издать их отдельной книгой («Два ангела», 1842) и даже добился, чтобы Французская Академия удостоила автора премии. Он же устроил Дюпона в редакцию академического «Словаря». Здесь, работая над толкованием отдельных слов, постоянно имея дело с трудностями грамматики, поэт прошел неплохую школу языка.

Мысль стать песенником впервые подал Дюпону Шарль Гуно, тогда еще начинающий композитор. Обратив внимание на неплохой голос и природную музыкальность застенчивого провинциала, иногда появлявшегося на шумных вечеринках литературно-артистической молодежи Парижа, Гуно научил его записывать ноты и посоветовал подбирать мелодию к сочиняемым стихам. Через несколько дней Дюпон пришел к композитору и пропел куплеты, восхитившие Гуно своей непосредственностью. Это была знаменитая песня «Волы». Вслед за ней Дюпоном созданы еще несколько песен, вошедших в сборник «Крестьяне, сельские песни» (1846). Затем последовали многочисленные отдельные выпуски крестьянских любовных, трудовых, карнавальных песен. Позже к ним присоединились и песни политические. Наиболее полное, хотя и далеко не исчерпывающее собрание песен Дюпона увидело свет в 1851 г. в иллюстрированном и снабженном нотами четырехтомнике «Песни и песенки», неоднократно переиздававшемся.

 

Обычно Дюпон сам исполнял свои песни - на улице, в винных погребках, а в дни революции - в народных клубах. «Надо было послушать его самого, -вспоминает современник. - Он начинал не без некоторого затруднения, голосом слабым, глухим, однако притягательным. Полчаса спустя он воодушевляется, развертывается, свободно владеет своими возможностями. Он наслаждается производимым впечатлением и заставляет наслаждаться других. Сельская грусть, не слишком подчеркнутая беззаботность и добродушие, манера напевать, как будто он возвращается домой среди полей, - все это он передает совершенно искренне и лучше любого профессионального певца».

Дюпон вошел в литературу как певец крестьянина-труженика, поэт деревенского быта, сельской природы. В его деревенских пейзажах не было ни «пейзанской» манерности, ни буйного пиршества красок: природа родной страны предстала здесь в ее обыденной прелести. Поэт любовно отмечал приметы тихо умирающего года - прозрачную чистоту осеннего воздуха, холмы, краснеющие листьями виноградника, скворцов, перескакивающих с борозды на борозду по убранному полю, сорок, хлопочущих в ветвях облетевшего тополя. И над пустынными полями и рощами - не ослепительное, но по-осеннему яркое солнце, напоминающее сеятеля, который широким взмахом руки разбрасывает на пахоте янтарные зерна-лучи («Последний ясный день»). Дюпон умел извлечь поэзию из привычного, памятного каждому с детства; его стихи трогали, рождая у слушателей задушевные воспоминания, овеянные то светлой грустью, то умиротворенной радостью,

Тот же колорит чуть наивной простоты и растроганности окрашивает песни Дюпона о крестьянах. Поэт заботливо рисует нехитрую обстановку деревенского дома, грубо сколоченную мебель, самодельную посуду, двор, где бродят куры и роются поросята, хлев, куда по вечерам загоняют скот. Здесь с утра до ночи хлопочет расторопная хозяйка - какая-нибудь тетка Жанна, героиня одной из самых популярных песенок Дюпона. Когда-то она была первой красавицей на селе. Теперь у нее иные заботы: то корова отелилась в ночь, то стирка, то сбор винограда, то муж вернулся домой навеселе и принялся скандалить. Но ничто не может заставить ее приуныть. Довольная и приветливая, владычествует она в своем маленьком царстве («Тетка Жанна»). В простых деревенских женщинах Дюпона привлекает душевная чистота, здоровье, трудолюбие, уменье смело смотреть жизни в лицо и радоваться тому, что она приносит. Критики тех лет справедливо писали, что жизнерадостная поэзия Дюпона рассеивает призраки отрешенных от мира романтических страдальцев, к тому времени уже порядком приевшихся читателю.

Ранние песни Дюпона иногда называли пасторалями. Действительно, до поры до времени он предпочитал не вглядываться в мрачные бездны общества, не вспоминать о трагических столкновениях, определявших жизнь французской деревни. В «сельских песнях» редки картины нищеты и ожесточенной борьбы за клочок земли, зато много сельских праздников, встреч счастливых влюбленных, неторопливых бесед закадычных друзей за бутылкой вина. И хотя порой в этих песнях встречается умильное любование патриархальной деревней, крестьяне Дюпона - отнюдь не жеманные пастухи и пастушки пасторальной поэзии. «Волы» поразили современников не столько своим светлым настроением, сколько точностью, глубиной изображения крестьянской психологии. Для героя этой песни крепкие, красивые волы так дороги, что он скорее расстанется с женой и дочерью, чем с ними. Впрочем, даже ему самому «петля слаже, чем мысль об их продаже». Привязанность хозяина к своему добру, порой переходящая в черствость и жадность, и вместе с тем восхищенное преклонение труженика перед животными, без которых его поле осталось бы нераспаханным, а семья -голодной, запечатлены здесь с недоступным французской поэзии тех лет проникновением в духовный мир крестьянина.

Выходец из деревни, Дюпон хорошо знал, что крестьянский быт далек от идиллии, что достаток приходит лишь к тому, кто в поте лица добывает свой хлеб. Уже в одной из ранних песен он писал:

В большом труде, в большой заботе
На поле вырастишь ты рожь;
Зерно в своем омоешь поте
И солнцем тело обожжешь.
Сухую землю драть ногтями,
Не ведать отдыха от дел,
Бороться с градом и ветрами, -
Вот, пахарь, вечный твойудел.72

Пер. Л. Остроумова

Осенний праздник урожая, изображенный в последних куплетах этой «Песенки ржи»,- вовсе не игры и танцы «беззаботных поселян», но веселье людей, тяжелый труд которых не пропал даром и щедро вознагражден природой.

только о появившихся локомотивов, портных, рыбаков, бочаров, прачек, строителей -тех, кто проводит день среди грохота фабричных станков, и тех, кто ютится в крохотных кустарных мастерских. Они покоряют земные и водные пространства делая дальние страны и города близкими («Машинист», «Песнь морей»), они дают человечеству свет и тепло («Песнь рабочих»), сотканная ими материя защищает от стужи («Ткач»), из нее шьются наряды, в которых юные невесты красуются на праздниках («Шелк»), У этих людей есть все основания считать себя самыми нужными и достойными членами общества, ибо «имя наше -пролетарий», как с гордостью поют друзья-мастеровые в «Двух товарищах».

По мере обострения социальных противоречий накануне 1848 г. общая направленность творчества Дюпона менялась. Он все чаще писал теперь не только о поэзии, но и о проклятии труда на хозяина. В «Песне рабочих» (1846), принесшей Дюпону европейскую славу, по-прежнему звучит традиционная для него мысль о величии народа-созидателя:

Все нашей сделано рукой,

Все, что в земных таится недрах,

Что скрыто в глубине морской,

Вся красота сокровищ щедрых,

И редкий жемчуг, и руда,

И сладкий плод, и хлеб насущный...

Идут года, стригут стада,

И вьется шерсть волной послушной

Пер. П. Антокольского

Но пролетарии, которым «мир обязан чудесами», влачат жалкую жизнь в нищете. Они истощены голодом, одеты в тряпье, не имея пристанища, ночуют под забором. В «Песне рабочих» поэт, до сих пор едва затрагивавший тему народного горя, поднимается до признания вопиющей несправедливости, которая лежит в основе современного общества:

Что труд упорный наш дает,

В дугу сгибающий нам спины?

Куда рекой течет наш пот?

Не люди мы, а лишь машины!

Мы строим столп до облаков,

Нам мир обязан чудесами...

Но господин, лишь мед готов,

Спешит разделаться с пчелами.

Пер. С. Заяицкого

засуха и голод, по департаментам прокатилась волна крестьянских бунтов. Дюпон откликнулся на эти события знаменитой «Песней о хлебе». Мрачный ворон-голод простер свои крылья над городами и нивами Франции. Он летит над селами, оставляя позади себя застывшие в горе дома, замолкшие мельницы, пустые закрома, дороги, по которым бредут измученные крестьянские семьи, согнанные с насиженных мест. В сердцах отчаявшихся людей зреет гнев, то там, то здесь вспыхивает багровое пламя мятежа:

Морей народных гулу внемлю:

Страшитесь, грозен их прилив!

Скорей отдайте плугу землю -

И хлебом станут камни нив!

Пер. Л. Остроумова

Дюпон с негодованием пишет о карателях, штыками и пулями усмиряющих толпы крестьян. Пусть мечи перекуют на орала, пусть сытые поделятся своим достатком с голодными. Внимая буре народного возмущения, поэт одновременно вполне разделяет упования тогдашней демократии Милосердие и братскую любовь, которые можно раздуть страстным словом в очерствевших душах «сильных яра сего». Подхватывая популярный в те годы лозунг единения всех трудящихся в мирный союз друзей свободы, Дюпон призывает заглушить братской песней грохот пушек. «Любовь сильней, чем бой упорный», провозглашает он, склоняя к умиротворению крестьян-повстанцев против их карателей.

Так, постоянно колеблясь между признанием справедливости народной борьбы и пацифистским неприятием революционного насилия, встретил Дюпон февраль 1848 г. Свой талант певца, поэта, музыканта он всецело отдал на службу победившей республике.

Место Дюпона среди поэтов революции 1848 г. своеобразно. Безусловно, самый талантливый из песенников той эпохи, Дюпон, однако, далеко не так последователен в отстаивании интересов пролетариата, как его современники Потье, Лашамбоди, Жилль, испытавшие влияние революционного коммунизма. Он значительно дольше, чем его собратья по народной поэзии, оставался во власти иллюзорной веры в буржуазную республику, которая, как ему казалось, открывает перед Францией безграничные возможности:

Мы можем творить чудеса!

Поднять целину поспешите,

Сажайте в пустынях леса,

Болота везде осушите!

Струись же, поток изобилья!73

«Юная республика»

Когда в июне 1848 г. в Париже вспыхнуло восстание Дюпон, не желая оставаться безучастным в дни народной борьбы, находился на баррикадах в предместье Сент-Антуан. Но для него были неясны ни цели восстания, ни причины его поражения. В траурном гимне «Июньские дни» он оплакивал Францию, терзаемую распрями ее неразумных сынов, призывая предать забвению все междоусобицы и обратить свои мольбы к благостному богу-примирителю. Классовая борьба пролетариата представлялась Дюпону пагубным заблуждением ожесточенных голодом бедняков.

Но, разделив многие предрассудки мелкобуржуазного социализма 1848 г., Дюпон не остался глух и к тем завоеваниям передовой мысли, которые были выстраданы французской демократией ценою жестоких разочарований и потерь.

осознала себя единым целым, лозунг международной солидарности трудящихся стал поистине знамением времени. Во Франции его страстным поборником был Пьер Дюпон. В «Песне наций» он прославил сине-бело-красный стяг республики, победно шествующий по городам и странам Европы. Одетые в шинели рабочие и крестьяне из его «Песни солдат» мечтают о «всемирной республике, из которой выметены все короли», и решительно отказываются повиноваться приказам правителей и генералов, натравливающих их на восставшие народы. Призыву солдат к братанию вторит учащаяся молодежь в «Песне студентов». Когда же президент Французской республики, нарушив конституцию, попытался поддержать итальянских душителей свободы, возмущенный Дюпон в песне «Смерть никого не пощадит» писал об окровавленных столицах Европы, где разнузданная свора карателей наводила «порядок и покой». И в той же песне он выразил твердую надежду, что дело освобождения народов, за которое сражались революционеры на улицах Вены и Будапешта, Берлина и Парижа, Венеции и Рима, не умрет. Порукой тому - верность республике, свято хранимая побежденными, но не сломленными каторжанами, бывшими бойцами революции 1848 г. С одинокого утеса, затерянного посреди бушующего океана, обращают они взоры к далекой Европе, залитой кровью своих лучших сынов («Песня ссыльных).

Блестящим завершением творчества Дюпона-песенника стала «Песня крестьян». В чеканных строфах этого марша воплотил поэт великую идею, зревшую в умах французских демократов уже давно, но с особой отчетливостью осознанную ими после 1848 г. Опыт политической борьбы, в ходе которой буржуазные политики неоднократно натравливали крестьян на рабочих, подсказал мысль о необходимости единения тружеников города и деревни. Она и нашла своего поэтического глашатая в лице Пьера Дюпона, кровно связанного и с французским крестьянством, и с городским пролетариатом. В его песне крестьяне с твердой решимостью заявляют, что недругам народа не удастся поссорить их с парижанами:

Не выйдет это! Смерть тиранам!

Стать властелинами пора нам,

В нерушимом боевом союзе крестьян и рабочих Дюпон видел залог грядущего освобождения труда, который обновит облик мира, уничтожит неравенство, принесет столетиями страдавшему человечеству подлинный «золотой век»:

Земля, ты сбросишь рабства цепи,

Нужды исчезнет кабала...

Преобразит холмы и степи

Впервые он на пир обильный

Зовет голодных бедняков.

Багряный сок течет в давильне,

И хлеб для каждого готов.

«республику крестьян», его песня остается одним из самых замечательных поэтических документов освободительного движения XIX в. Не случайно вплоть до появления «Интернационала» Э. Потье она была любимым гимном французской революционной демократии.

Уже Вторая республика подозрительно относилась к поэтической деятельности Дюпона, считая его «опасным анархистом». После государственного переворота 1851 г. ему пришлось скрываться от полицейских, не забывших нападок песенника на Луи Бонапарта в бытность его президентом. Шесть месяцев на его след не могли напасть, но в конце концов он все же был схвачен и приговорен к семи годам ссылки в Северную Африку. Друзьям удалось выхлопотать ему быстрое освобождение, но все пережитое им - травля, фальшивая судебная процедура - сильно повлияло на впечатлительного поэта. Он не только забросил политические песни, но и поэзию вообще. Стал пить, опустился, уехал в деревню. Попытки подладиться к Империи и воспеть ее военные победы кончились неудачей. Не принесли Дюпону славы и литературные поделки, за которые он брался ради заработка.

Забытый и одинокий, он умер в нищете 15 июля 1870 г., всего несколько месяцев не дожив до Парижской Коммуны, во время которой вновь громко зазвучали его лучшие гражданские песни.

В историю французской поэзии Дюпон вошел как художник глубоко самобытный. Из всех песенников его поколения только ему удалось обогатить самый жанр песни, столь блестяще разработанный Беранже. О своем великом предшественнике он отзывался с восхищением, но истоки дюпоновской поэтики совсем иные: его песня выросла на почве крестьянского фольклора и к тому же многое восприняла от романтизма.

Меланхолическая задушевность вечерней песни крестьянки, склонившейся над прялкой, раздумье протяжной трудовой песни, напеваемой в такт движениям ремесленника, причудливая фантастика крестьянских поверий, удаль Плясовых песен на празднике урожая, мечтательность песни влюбленной девушки, таинственность романтической баллады о загадочных скитальцах, впрочем, обычно снимаемая прозаической концовкой,- все это придает поэзии Дюпона особую трогательность, душевность. На место пародийного портрета Беранже у Дюпона пришла овеянная мягким юмором жанровая картинка; эпикурейское прославление любви и вина сменилось целомудренной исповедью, иронический каламбур - признанием в самом сокровенном. Особый вид поэзии Дюпона - его политические песни-марши, рассчитанные на исполнение большим хором. Современник грандиозных народных митингов, стачек, баррикадных сражений, Дюпон создавал монументальную песенную поэзию, выражавшую единодушные устремления огромных коллективов.

и печалятся. Одухотворенная, приветливая природа создает в песнях Дюпона атмосферу какой-то особой сопричастности человека к его окружению. В передаче лирического настроения огромную роль играет также музыкальная мелодия, которой Дюпон придавал немалое значение, не довольствуясь, подобно другим песенникам его эпохи, уже бытовавшими ранее мотивами.

В песнях Дюпона звучит и жгучая скорбь об участи бедного люда, и вера в мужество труженика, и страстный порыв ко всеобщему счастью, но главная интонация его поэзии - растроганная сердечность, слияние легкой печали с юношеской радостью человека, всякий раз удивленно открывающего прекрасное в природе и людях. Всем своим искусством песенник стремится не просто рассказать о своих отзывчивых и трудолюбивых героях, но внушить слушателю чувство теплой признательности к ним. У него острый наблюдательный глаз: он умеет передать радость от спорящейся работы и беседу закадычных дружков, подметить прелесть непритязательного наряда и трепетное очарование юной крестьянки, в полночь отправляющейся на свидание в рощу:

Вернетесь вы - и влажны косы,

Как лилий бледные венки,

Пер. Л. Остроумова

Именно в прославлении красоты простого человека, духовных богатств, таящихся в трудовой Франции, и состоит заслуга Дюпона перед французской поэзией. «Вечной славой Пьера Дюпона будет то, что он первый прорубил дверь, - писал Шарль Бодлер в дни, когда еще был сторонником искусства, проникнутого освободительными идеями. - Топором он разбил цепи подъемного моста, ведущего в крепость; теперь народной поэзии открыта широкая дорога... Велик удел поэзии! В темнице она поднимает мятеж, у окна больницы пылает, как надежда на исцелений, на чердаке, развалившемся и грязном, сверкает, словно фея роскоши и изящества; и она не только свидетельствует, о и несет искупление. И повсюду она отрицает несправедливость. Так иди же с песней в грядущее, ты, поэт, ниспосланный провидением; твои песни - сияющие слепки надежд и верований народных».74