Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "CAUSERIE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Аверинцев С. С.: Гёте и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 35кб.
2. Шабад А.: Бернарден де Сен-Пьер.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
3. Сен-Пьер Жак-Анри-Бернарден. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 1. Размер: 10кб.
4. Лилеева И. А.: Фонтенель (Fontenelle), Бернар Ле Бовье де.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
5. Гунст Е.: Прево.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
6. Мокульский С.: Монтескьё Шарль Луи.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
7. Мокульский С.: Лесаж.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
8. Рональд-Гольст. Жан-Жак Руссо. 1. Общественное и умственное движение во Франции в середине XVIII столетия.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
9. Мокульский С.: Мариво.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
10. Мокульский С.: Лагарп, Жан-Франсуа де.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
11. Мармонтель Жан–Франсуа. Литературная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
12. Строев А. Ф. Бернарден де Сен-Пьер и Екатерина II
Входимость: 1. Размер: 25кб.
13. Сементковский Р.: Дени Дидро. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 11кб.
14. Лебрэн Понс Дени Экушар. Литературная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
15. Пахсарьян Н. Т. «История Жиль Бласа де Сантильяна» (1715 – 1735) А. -Р. Лесажа
Входимость: 1. Размер: 47кб.
16. Галицкий Л.: Фонтенель [Bernard le Bouyer de Fontenelle]
Входимость: 1. Размер: 5кб.
17. Занин С. В. Формирование и развитие общественного идеала Ж. -Ж. Руссо
Входимость: 1. Размер: 123кб.
18. Флориан Жан–Пьер Клари. Литературная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Аверинцев С. С.: Гёте и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: - немецкому поэту еще оставалось жить более полдюжины небесплодных лет. Когда мы, русские, читаем эккермановскую хронику последнего периода жизни Гёте, идущую день за днем, начиная с десятого июня 1823 года, нам само собой приходит на ум соотносить даты с одновременными моментами жизненного пути Пушкина, - и эта непроизвольная игра отнюдь не бессмысленна. А уж с пересчетом на темп движения русской культуры той поры "веймарская классика" и наш "золотой век" ("поэзия пушкинского круга") и вовсе предстают как явления симультанные. Рискнем задать "детский" вопрос. Гёте в немецком контексте еще при жизни и тем более после своей кончины - чтимый или иконоборчески ниспровергаемый, но всегда "олимпиец", из классиков классик. Мы, русские, воспринимаем Пушкина как "классика" нашей литературы, ее, по известной формуле, "солнце". Что означает такой гелиоцентризм? Почему время для "классиков" как немецкой, так и русской словесной культуры пришло именно тогда - ни раньше, ни позже? Слово "классик" в каждом...
2. Шабад А.: Бернарден де Сен-Пьер.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: образованию — инженер. Вся жизнь писателя полна утопических затей переустройства человеческого общества, разбившихся при столкновении с действительностью: в поисках осуществления своих идеалов Б. ездил в Россию [1762–1766] и на остр. Иль-де-Франс в Индийском океане. «Voyage à l’Ile-de-France» (Путешествие на Иль-де-Франс, 1773) было лит-ым дебютом Б. Популярность он приобрел в 80-х гг. после выхода в свет «Études de la Nature» (Этюды природы, 1784), а особенно двух «приложений» к ним: романа «Paul et Virginie» [1787] и философского романа «La Chaumière Indienne» (Индийская хижина, 1790); громадной популярностью пользовалась также прозаическая пастораль «Arcadie» [1781]. С 1795 был членом Академии. Основой мировоззрения Б. является утрированное возвеличение человека (антропоцентризм). Отсюда проистекают: телеологический подход к самой природе, «созданной для нужд человека» (доходящий до анекдотических изречений, вроде того, что дыня разделяется на дольки, чтобы ее можно было легко делить за завтраком и т. п.); культ самой природы; требования «возврата человека к природе», в смысле отказа от достижений городской культуры и цивилизации, являющихся причиною извращения подлинной натуры человека, и стремления к жизни на лоне природы, к труду земледельца. Б. восстает и против собственности на землю. Его религия — проповедь эмоциональности (примат непосредственной веры над рассудком в духе Руссо); восставая против официальной церковности, Б. стремится к религии универсальной для всего человечества,...
3. Сен-Пьер Жак-Анри-Бернарден. Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: Крузоэ произвело на него глубокое впечатление; он упросил своего дядю, капитана купеческого судна, взять его с собой на Мартинику, но трудности путешествия и тяжелые работы, которые его заставляли выполнять, скоро рассеяли иллюзии двенадцатилетнего мальчика. Став учеником иезуитской коллегии в Кане, он мечтал уже о роли миссионера среди дикарей. По требованию отца он окончил курс в инженерной школе и вступил в армию, но был уволен за неповиновение. Получив в 1761 г. должность военного инженера на о-ве Мальте, которому угрожали турки, он отправился туда, но война не состоялась, и он снова очутился в Париже, без всяких средств. Его предложение составить карты немецкого побережья осталось без ответа со стороны морского министра. Он решил искать удачи вдали от родины и отправился в Голландию, затем, в расчете на милостивое отношение Екатерины II к французам, — в Петербург, где получил чин подпоручика в Инженерном корпусе. Его проект экспедиции для открытия прохода из России в Индию не был, однако, принят; он переехал в Варшаву, чтобы поддерживать Радзивилла против Понятовского, но бурная страсть к одной польской аристократке привела к тому, что через несколько месяцев он был выслан из Польши. Он направился в Дрезден, который покинул вследствие новой любовной истории, затем в Берлин и, наконец, в 1766 г. возвратился во Францию....
4. Лилеева И. А.: Фонтенель (Fontenelle), Бернар Ле Бовье де.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Лилеева И. А.: Фонтенель (Fontenelle), Бернар Ле Бовье де. Фонтенель (Fontenelle), Бернар Ле Бовье де. Краткая литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-0171.htm ФОНТЕНЕ́ЛЬ (Fontenelle), Бернар Ле Бовье де (Le Bovier de; 11. II. 1657, Руан, — 9. I. 1757, Париж) — франц. писатель, ученый-популяризатор. Член Франц. академии (с 1691). Ф. — плодовитый версификатор, автор либретто опер, пасторалей, галантных стихов; ему принадлежит трагедия «Аспар» (1681). Обладая ясным логич. умом, блестящим стилем, Ф. был известен как талантливый популяризатор науки. Большой успех имела его кн. «Беседы о множественности миров» («Entretiens sur la pluralité des mondes», 1686), в к-рой сложные вопросы астрономии, система Коперника излагаются в доступной форме, изящным языком салонной беседы. Ф. сыграл большую роль в известном «споре древних и новых», поддерживая Ш. Перро. В «Свободном рассуждении о древних и новых авторах» («Digression sur les anciens et les modernes», 1688) он доказывает несостоятельность утверждения абсолютного преимущества антич. лит-ры перед современной. Ф. считал необходимым освободить лит-ру от догм классицизма. В кн. «История оракулов» («Histoire des oracles», 1687) с позиции разума он подвергает критике суеверие, фанатизм, выступая как один из предшественников Просветительства. Соч.: Œuvres, t. 1—10, P., 1758; Œuvres, nouv. éd., т. 1—11, P., 1766; Œuvres, v. 1—3, P., 1818; Histoire des oracles, P., 1908. Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 579—580; Sainte-Beuve Ch. Aug., Causeries du lundi, t. 3, P., 1851; Maigron L., Fontenelle, l’homme, l’œuvre, l’influence, P., 1906; Carré J. R., La philosophie de Fontenelle, P., 1932; Grégoire F., Fontenelle, une «philosophie» désabusée, P., 1947; Fayol A., Fontenelle, nouv. éd., P., 1961. И. А. Лилеева
5. Гунст Е.: Прево.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: иезуитов, поступил в 1716 в армию; в 1720 вновь возвратился в монастырь, став послушником ордена бенедиктинцев. Восемь лет П. провел в разных монастырях, принимал участие в ученых трудах бенедиктинцев, выступал проповедником; но в конце концов начал тяготиться этой жизнью. В 1728 помимо своей воли попал в положение беглого монаха, — П. угрожал арест, и он скрылся в Англию, откуда через год переехал в Голландию. До отъезда П. издал два тома своего первого романа — «Mémoires et avantures d’un homme de qualité qui s’est retiré du monde» [1728], написанные им в монастыре. В Лондоне П. написал следующие два тома «Записок знатного человека» (первые тома имели значительный успех, всего П. написал 7 томов) и начал новый роман — «Le philosophe anglois, ou Histoire de M-r Clèveland, fils naturel de Cromwell» (Английский философ, или история г-на Клевеланда, побочного сына Кромвеля, 1731). В 1731 П. опубликовал полное семитомное издание «Записок», к которым в виде VII т. приложил «Histoire du chevalier Desgrieux et de Manon Lescaut» (История кавалера де Гриё и Манон Леско), по существу с «Записками» вовсе не связанную. Уже в течение 1731—1733 было выпущено несколько изданий «Манон Леско», и Вольтер в те же годы называл П. в своей переписке «автором „Манон Леско“», однако во Франции роман вышел впервые в Руане в 1733, но тотчас же подвергся...
6. Мокульский С.: Монтескьё Шарль Луи.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: и социолог, родоначальник европейского либерализма. Происходил из старинного гасконского феодального рода, купившего место в Бордоском парламенте и вошедшего в состав «дворянства мантии» (noblesse de robe) — чиновной знати, издавна отличавшейся независимым оппозиционным отношением к монархии. М. с 1716 был президентом Бордоского парламента. Связь с родовитым дворянством и судейской знатью, включавшей в себя много выходцев из крупной буржуазии, обусловила особое место дворянина М. среди представителей старшего поколения французских «просветителей» (см. «Просвещение»). Работа М., охватывающая различные области общественных наук, выходит за пределы компетенции истории лит-ры. Поэтому рассмотрим здесь только художественные произведения М., учитывая их связь с его историческими и философскими построениями. Наиболее значительное из художественных произведений М. — «Персидские письма» (Lettres persanes, 1721) — ярко обрисовывает его позицию идеолога капитализирующегося французского дворянства. Критика монархии Людовика XIV и его преемников со всеми политическими, религиозными и бытовыми язвами старого режима — такова основная задача «Персидских писем». Их форма продиктована цензурой. Обличения абсолютистской Франции вложены в уста двух знатных персов, путешествующих по Франции...
7. Мокульский С.: Лесаж.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: столь противоположным рационализму классической лит-ры. Л. был идеологом крепнувшей средней буржуазии и примыкавшей к ней разночинной интеллигенции, к-рые уже не удовлетворялись узкими рамками классической лит-ры, выражавшей идеологию дворянства и верхушечных прослоек буржуазии. Расхождение интересов основного массива буржуазии с феодально-крепостнической монархией, все более становившейся тормозом для развития производительных сил страны, ослабляет позиции классицизма и требует расширения рамок литературы в направлении более широкого познания социальной действительности. Л. ответил на этот запрос и явился создателем французского реалистического романа XVIII века. Этот реалистический роман сложился на основе традиций испанского «плутовского», т. е. буржуазно-авантюрного романа XVI—XVII вв., возникшего в качестве антитезы роману падающего феодального дворянства (см. «Роман»). Однако развертывая свое творчество за пределами классического стиля, Л. еще связан с французским классицизмом рядом общих черт. Так, «Хромой бес» (Le diable boiteux, 1707) — первый оригинальный роман Л., выросший из подражания роману испанца Гевара...
8. Рональд-Гольст. Жан-Жак Руссо. 1. Общественное и умственное движение во Франции в середине XVIII столетия.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: буржуазия путем духовной организации и осознания себя готовится к решающему сражению. Классовая борьба в главных чертах принимает форму борьбы двух миросозерцании. Ученые и философы куют идеи, эти будущие мечи, которые выступят на сцену, как только разразится революция. В социально-политических событиях, имевших место во Франции со смерти Людовика XIV в 1715 году и до созыва Генеральных Штатов в 1789 году, замечается двоякого рода движение: дезорганизация и упадок абсолютистско-феодального государства, с одной стороны, и экономически-социальный прогресс, умственная организация и эмансипация буржуазии—с другой. Со времени средних веков абсолютистское королевство уничтожением феодальных общественных форм и ослаблением политической власти духовенства и дворянства устранило важнейшие препятствия, преграждавшие выдвигавшейся буржуазии путь к власти. К этому косвенному фактору, содействовавшему усилению нового класса, присоединился прямой: все растущая нужда в деньгах побуждала правителей поддерживать торговлю и промышленность—между прочим, путем создания...
9. Мокульский С.: Мариво.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: манеру прециозных романистов XVII века, в то же время пародировал их манерность и искусственность. Это противоречие между изысканностью и простотой, между паразитарно-аристократическими и буржуазно-мещанскими настроениями является движущим моментом во всей литературной практике Мариво, отображая противоречивость сознания буржуазной интеллигенции первой половины XVIII века. Однако ведущая роль принадлежит здесь именно буржуазным тенденциям. Лит-ая позиция М. характеризуется тем, что в разгоревшемся с начала XVIII века «Споре о превосходстве древних или новых писателей» (см. «Французская лит-ра») он отстаивает права современности против пассивного подражания античности. Мариво сочиняет пародийные поэмы-бурлески (см.), высмеивающие античную тематику. Проникнутые своеобразной «натуралистической» тенденцией, пародии М. расчищают путь его реалистическим романам, снижение героической тематики отвечает запросам классового самосознания крепнущей буржуазии, отрицающей литературную практику предшествующего периода (см. «Классицизм») и требующей теперь от литературы отображения современной действительности. Эта установка приводит Мариво к разработке наиболее удобных для данной цели, хотя и «низких» с точки зрения классической поэтики жанров — комедии и романа....
10. Мокульский С.: Лагарп, Жан-Франсуа де.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: и написал антиклерикальную драму «Mélanie» [1770], поставленную на сцене только в 1791. Однако теоретически Л., как и его учитель Вольтер, не признавал за мещанской драмой права на существование. Дворянин по происхождению, Л. примыкал тем не менее к буржуазной интеллигенции и был одно время сторонником революции. С углублением революционного движения оказался на правом фланге и был арестован якобинцами. Литературную славу Л. приобрел как критик журн. «Mercure de France», в котором выделился своими темпераментными, подчас очень резкими статьями, создавшими ему множество врагов. Лит-ые суждения Л. не отличались оригинальностью. Он был типичным классиком, догматиком, следовавшим Буало и Вольтеру; признавал высшими образцами произведения аристократической литературы XVII в. и предпочитал их античным писателям. В то же время в суждениях этого критика заметен эклектизм. Политическому «поправению» Л. соответствовала аналогичная эволюция его лит-ых взглядов. Нетерпимость, борьба со всяким новаторством, крайний формальный ригоризм характерны для последних лет жизни Л., когда он отвернулся даже от своего учителя Вольтера, резко осуждая его за безбожие и богохульство. Л. — последний теоретик отмирающего французского классицизма....