Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "USU"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Чепурина М. Ю. «Философия», «Философ», «философский» в представлении французов XVIII века.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
2. Чепурина М. Французское «вольнодумство» XVIII века: в плену интеллектуальной культуры эпохи.
Входимость: 1. Размер: 25кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Чепурина М. Ю. «Философия», «Философ», «философский» в представлении французов XVIII века.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: исследовательница Д. Рибар высказалась о том, что в XVII в. во Франции произошла литературизация философии. Она перестала быть дисциплинарной, принадлежность к философии стала определяться не университетским дипломом, а просто фактом написания философских книг, которые классифицировались не как «трактаты», а как «новинки», nouveautés[1]. Нетрудно развить эту мысль, заметив, что в следующем веке такой расклад вещей только усилился. Идеи Просвещения не были учением кабинетным, энциклопедисты выступали персонажами изящной светской жизни. Это положение дел не только привело к тому, что главные труды Руссо, Дидро, Вольтера – это пьесы и романы, но и к изменению значения самого слова «философ», а вернее, к обрастанию его новыми смыслами. Если мы проанализируем контекст, в котором употребляются слова «философ», «философский», «философия» в работах XVIII в., то увидим, что помимо традиционного значения (наука о наиболее общих законах бытия, метафизика и её авторы), авторы часто вкладывают в них весьма специфический смысл, присущий только их эпохе. Данное исследование поможет внести ясности в вопрос распространения просвещенческих теорий и идейной подоплёки Революции 1789 г. «Говаривал иногда как философ, а иногда как набожный человек, хуля монахов, защищал монахинь самым чувствительнейшим образом»[2], – характеризует Э. Н. Ретиф одного из своих героев. О своднице он пишет: «опыт послужил ей вместо философии»[3]. «Госпожа де Сенанж, – читаем мы в романе Кребийона-младшего, – была одной из тех философски настроенных женщин, которые не ставят ни во что мнение света. Эти дамы считают, что они выше предрассудков, ...
2. Чепурина М. Французское «вольнодумство» XVIII века: в плену интеллектуальной культуры эпохи.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: века в смысле приверженности к идеям просветителей до недавнего времени часто понималась искажённо. Наше представление об идеях просветителей и их адептах было сформировано Революцией 1789 г. Якобинцы заставили своих потомков смотреть на вольтерьянцев и Вольтера так, как смотрели на них сами. Последнее время историки всё более склоняются к тому, что представление о Просвещении, созданное Революцией, и Просвещение в глазах людей, знавших лично Дидро или Гельвеция – разные вещи. Так как же они мыслили – те, кто были не только первыми читателями просветителей, но и их знакомыми, друзьями, а, значит, могли оказывать известное влияние? В этом нам и хотелось бы разобраться.  Указанная выше путаница происходит, несомненно, из отрицания научной ценности интеллектуальной истории, имевшего место у нас в стране вплоть до конца прошлого века. Середина XVIII в. всегда рассматривалась лишь в свете будущей революции, с целью поиска её причин, и прежде всего – политических, экономических и социальных. Сложилась диспропорция, в итоге могущая привести к неверным выводам в...