Приглашаем посетить сайт

Поиск по материалам сайта
Cлово "INFO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Хейзинга Й. Культура эпохи sub specie ludi
Входимость: 1. Размер: 54кб.
2. Тесля А. Миф "Общей воли". Политическая теория и риторика чувств Жан Жака Руссо
Входимость: 1. Размер: 66кб.
3. Михайлов А. Д. Поэзия и правда истории («Мемуары» Сен-Симона)
Входимость: 1. Размер: 58кб.
4. Назаров С. Джонатан Свифт. Отступление, касающееся психологии, психологов и доктора Свифта
Входимость: 1. Размер: 27кб.
5. Назаров С. Джонатан Свифт. Жизнь и чувства Джонатана Свифта, доктора теологии и декана собора Св. Патрика в Дублине
Входимость: 1. Размер: 17кб.
6. Чепурина М. Ю. Просвещение и традиционализм в творчестве Э. Н. Ретифа де ля Бретона.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
7. Вольтер. Театральная энциклопедия
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. Елистратова А. А. Последний роман Дефо.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
9. Дидро. Театральная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
10. Прощание Дидро с императрицей Екатериной II.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
11. Радугин А. А. Культура эпохи Просвещения
Входимость: 1. Размер: 29кб.
12. Плавинская Н. Ю. "Дух законов" Монтескьё и публицистика Великой французской революции 1789 г.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
13. Батиев Л. В. Учение Ш. Л. Монтескье о духе законов
Входимость: 1. Размер: 32кб.
14. Итальянская драматургия. Театральная Энциклопедия
Входимость: 1. Размер: 32кб.
15. Цветков С. Забытые истории: Вольтер и Фридрих II
Входимость: 1. Размер: 74кб.
16. Луков В. Руссо.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
17. Рудый Б.: Георг Лихтенберг: сомнение разумно
Входимость: 1. Размер: 20кб.
18. Карп С. Дидро, А. В. Нарышкин и цивилизация России.
Входимость: 1. Размер: 84кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Хейзинга Й. Культура эпохи sub specie ludi
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: - Игровой элемент культуры Ренессанса. - Гуманисты. - Игровое содержание барокко. - Мода XVII века. - Парик. - Пудра, локоны и банты. - Рококо. - Игровой фактор в политике XVII века. - Дух XVIII века. - Искусство XVIII века. - Игровое содержание музыки. - Романтизм и сентиментализм. - Романтизм родился в игре. - Степень серьезности исповедуемых жизненных идеалов. - Сентиментализм серьезен, и все же это игра. - В XIX веке доминирует серьезность. - Убывание игрового элемента. - Мода XIX века. - Женский костюм. - Серьезность XIX века. Нам не составило труда показать роль игрового фактора как чрезвычайно действенную и чрезвычайно плодотворную в возникновении всех крупных форм общественной коллективной жизни. Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивался в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который...
2. Тесля А. Миф "Общей воли". Политическая теория и риторика чувств Жан Жака Руссо
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: лице Робеспьера и тех, кто его свергал в Термидоре – клялась именем Руссо и подчастую заменяла аргументы цитатами из его сочинений[1]. Для противников революции Руссо выступал столь же, а зачастую и более значимой фигурой - объектом, концентрирующим на себе ненависть и презрение ко всему, учиненному в бурные десятилетия рубежа XVIII – XIX столетий. Для Бёрка Руссо – «идеолог», никчемное и крайне опасное существо, неспособное ни к чему в жизни и свое бесплодие изливающее в абстракциях, безжизненных, но угрожающих жизни. По сей день продолжаются споры о том, мыслимо ли называть Руссо философом. Вильгельм Виндельбанд и Бертран Рассел, несходные почти ни в чем, на этой почве достигают прочного согласия, утверждая исключительно «литературный» характер сочинений Жан-Жака, влиятельных как убеждения, но не представляющих собой цельной теории. Напротив, П. И. Новгородцев пишет о «жестоких ударах неумолимой логики» Руссо, «столь же присущей его мысли, сколько пламенный энтузиазм был присущ его ...
3. Михайлов А. Д. Поэзия и правда истории («Мемуары» Сен-Симона)
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: ни широких исторических обобщений, ни увлекательного рассказа о событиях прошлого. Показательно, что на исходе средневековья за хронографию взялся большой лирический поэт с ярко выраженной творческой индивидуальностью Жан Фруассар (1337 – 1414). Его «Хроники», охватывающие события с 1328 по 1400 год, окрашены предвзято личностным отношением к описываемому и пережитому. Но Фруассар недаром был автором одного из последних рыцарских романов в стихах («Мелиадор»): в его «Хрониках» давала о себе знать мифологизация истории, когда исторические персонажи участвовали не в войне, а в пышном, затейливом и увлекательном рыцарском турнире. Нескончаемые картины сражений у Фруассара красочны и блестящи, но лишены исторической достоверности. Развенчанием [6] куртуазных мифов занялся в конце XV века Филипп де Коммин (1447 – 1511), с именем которого связано зарождение новой историографии, а его «Мемуары» отмечены наблюдательностью и здравым смыслом, стилистической простотой и однозначной точностью оценок. Очень важно, что Фруассар и Коммин, как и многие их современники, внесли неоценимый вклад в становление французской художественной прозы. Эпоха Возрождения выдвинула целую плеяду блестящих историографов и мемуаристов. Среди них выделяются скуповатый на слова, чурающийся излишней красивости, любящий точность и поэтому рассказывающий лишь о том, что сам видел и испытал, Блез де Монлюк (1501 – 1577) и темпераментный, увлекающийся рассказчик, замечательный мастер интриги и портретных характеристик Пьер де...
4. Назаров С. Джонатан Свифт. Отступление, касающееся психологии, психологов и доктора Свифта
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: А почему бы не быть наукой, скажем, физиогномике? А ведь она и считается наукой в Китае. Лафатер был, бесспорно, умным человеком: он был пастором, виделся с множеством людей. Возможно, его богатый опыт и ум помогали ему определять характер человека по виду, но это не значит, что и его последователи были столь же умны, как и он. Да, физиономисты нашли кое-какие общие правила, которые не могут быть признанными за науку, так как имеют лишь статистический характер. Если Аристотель был основоположником физиогномики, то он же своим трактатом «О душе» дал жизнь и психологии. Но авторитет Аристотеля вовсе не означает, что предмет его исследования непременно становится наукой. И разве не называются психологией те общие статистические законы, свод которых можно найти у Теофраста, Лабрюйера, Ларошфуко, Грасиана, Паскаля, Вовенарга и других? Психология – это такая вещь, которая предполагает неимоверное умственное и духовное превосходство самого психолога, над тем человеком, которого он судит. Психолог претендует на то, что...
5. Назаров С. Джонатан Свифт. Жизнь и чувства Джонатана Свифта, доктора теологии и декана собора Св. Патрика в Дублине
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: Ленис на Транквилл 1 . Звучала его фамилия по-английски вовсе не Свифт 2, как мы это говорим по-русски, и для иностранцев была труднопроизносима, поэтому герцогиня Шрусбери 3, которая была по происхождению итальянка, отчаявшись выговорить его фамилию, назвала его по-итальянски – Престо. Этим именем он часто подписывал письма Стелле. О предках Свифта, а также о его детстве мы знаем почти исключительно от него самого. В 1731 году Свифт с особым тщанием 4 начал писать «Истории о семье Свифтов», которые остались незаконченными. Эти «Истории о семье» обычно называются «Автобиографическим фрагментом», и с его пересказа начинается любая биография Свифта, в этом и я последую за остальными. Свифт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода из графства Йорк. У Свифта был замечательный дед – викарий в Гудриче, очень деятельный и энергичный человек, до такой степени деятельный, что простой народ видел в своем священнике колдуна. Во время революции он держал сторону короля и претерпел за это множество несчастий. Солдаты Кромвеля грабили его дом тридцать шесть раз и, несмотря на это, очутившись в городе, стоявшем за роялистов, явился к мэру. Тот попросил что-то пожертвовать на помощь королю и Томас Свифт снял верхнюю одежду. «Но это слишком ничтожная помощь!» - «Тогда возьмите мою жилетку». Дело в том, что в жилетке были зашиты триста старинных золотых монет – немалый дар королю от бедного священника, который, к тому же, имел четырнадцать детей. А однажды он погубил отряд конницы из двухсот человек, переправлявшихся через реку вброд, придумав хитроумную машину и положив ее на дно. Революция победила, дед...
6. Чепурина М. Ю. Просвещение и традиционализм в творчестве Э. Н. Ретифа де ля Бретона.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: международных отношений Научное общество молодых историков «Новист» http://nomi-novist.narod.ru/works.html Имя Н. Э. Ретифа де ля Бретона (1734-1806) мало известно современному российскому читателю, даже если он интересуется веком Просвещения. В учебниках и справочниках по литературе XVIII в. оно может разве что мелькнуть в ряду забытых авторов. Между тем историки культуры и общественной мысли уже третий век бурно спорят о сути наследия Ретифа. А наследие это не маленькое. Вполне возможно, что Ретиф был самым плодовитым из французских авторов эпохи Просвещения: с 1767 по 1802 г. он написал целых двести томов. Популярен анекдот о том, как некто повстречал Ретифа с длинной бородой, и тот сказал, что не побреется, пока его роман не будет завершён. На опасения собеседника, что книга может выйти в нескольких томах, писатель преспокойно отвечал, что да, в двенадцати. «На один том у меня уходит два дня» – пояснил он. Де Бретон был профессиональным типографом и сочинял книги прямо в процессе набора. Так что это, вероятно, первый автор, чьи труды никогда не были написаны в буквальном смысле, чьих черновиков мы не увидим. Пусть частица «де» в имени никого не вводит в заблуждение: Ретиф был сыном крестьянина. Именно простое происхождение определило специфику его творчества. За Ретифом закрепилось данное врагами прозвище Rousseau de ruisseaux (Руссо сточных канав). В начале XIX в. его книги подвергались жёсткой критике как пошлые и грубые. Однако вскоре оказалось, что Бретонн – предшественник Бальзака и Золя, их реализма и натурализма, связанного с социальной проблематикой. В XX в. стало принято рассматривать Ретифа именно как основоположника реалистического романа 1 и как руссоиста 2 , хотя, например, М. Шадурн полагал, что Ретиф самобытен 3 . Одной из главных тем...
7. Вольтер. Театральная энциклопедия
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: всего как драматург. В. был третьим великим трагич. поэтом Франции, продолжателем традиций Корнеля и Расина. Он написал 52 пьесы различных жанров, в том числе 27 трагедий. Первая трагедия В. "Эдип" (1718), поставленная (как и все последующие пьесы В.) в т-ре "Комеди Франсез" (Париж), принесла ему и первый успех; на спектакле последней трагедии "Ирина" (1778) Париж увенчал В. лавровым венком. Всюду, где бы ни находился В. - в замке Сире, в Версале, в Берлине, в Сан-Суси, в Париже, в Монрионе, в Делисе, в Ферне,- он создавал домашние т-ры, в к-рых играл и режиссировал гл. обр. собственные пьесы. В. писал легко и быстро; но, написав пьесу, несколько раз переделывал е„. При этом В. особенно ценил мнение актеров, приписывая лучшим из них (М. Дюмениль, И. Клерон, М. Л. Лекен) значительную долю своего успеха. Для просветительского классицизма В. характерна народно-историч. трагедия, развивающая традиции позднего творчества Расина ("Гофолия"), лишенная любовной интриги, посвященная большим религиозно-политич. конфликтам, обличающая абсолютную монархию. Для пропаганды просветительских, антитиранич. и антиклерикальных идей В. потребовалось, однако, значительное расширение тематики трагедии. Наряду с традиционными античными сюжетами В. вводит сюжеты средневековые и экзотические; действие происходит то в Азии, то в Африке, то в Америке. При этом В. стремился к историч. и этнографич. достоверности, давая в ремарках своих пьес указания относительно декораций, костюмов и постановки. В. учился у Ф. Кино, мастера лирич. трагедии (оперы), построению эмоционального, патетич. сюжета и использованию зрелищных эффектов. Во время пребывания в Англии (1726-29) В. познакомился с трагедиями...
8. Елистратова А. А. Последний роман Дефо.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: известной мере метафора Сузерленда применима и к посмертной судьбе последнего романа Дефо. Хотя "Роксана" и переиздается в наше время в странах английского языка, она все же заслонена тенью "Робинзона Крузо". Нашим читателям этот роман до сих пор почти неизвестен. А между тем эта книга - последнее крупное беллетристическое произведение Дефо - не только выделяется среди других его романов, во многом отличаясь от них глубиной самораскрытия главного характера и трагической напряженностью сюжета, но, будучи поставлена в связь с общими процессами развития европейской литературы XVIII в., может рассматриваться как один из первых и притом чрезвычайно оригинальных образцов психологического романа нового времени. "Счастливая куртизанка, или история жизни и всевозможных превратностей судьбы мадемуазель де Бело, впоследствии именуемой графиней де Винтельсгейм Германской, известной во времена Карла II под именем леди Роксаны" вышла в свет в 1724 г., когда автору было уже около шестидесяти четырех лет. Позади была долгая, трудная, полная тяжких испытаний и стремительных взлетов жизнь, которую сам Дефо характеризовал как годы, "проведенные в самых бедственных, скитальческих и горестных обстоятельствах, в какие приходилось попадать человеку. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь - в постоянных бурях,...
9. Дидро. Театральная энциклопедия.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: Париже. По желанию отца должен был стать священником. Однако, увлекшись математикой и философией, Д. вскоре стал непримиримым борцом против религии и церкви. В 1746 его первое произв. осуждено парламентом на сожжение, а в 1749 он был заключен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, Д. возглавил издание "Энциклопедического словаря наук, искусств и ремесел"(35 тт., 1751-80), вокруг к-рого сплотился весь передовой отряд франц. просветителей. В 1773-74 выезжал в Россию. Эстетич. воззрения Д. изложены в статье "Прекрасное" в "Энциклопедии", в серии критич. статей о художеств. выставках в Париже, "Парадоксе об актере" и др. Исходя из материалистич. понимания отношения мышления и бытия, Д. рассматривал иск-во как подражание жизни, красоту считал объективной, имеющей ту же основу, что истина в философии. Видел в иск-ве могучее средство пропаганды передовых идей воспитания общества. Д. выступал с программой коренного обновления франц. т-ра (Беседы о "Побочном сыне", 1757; "О драматической поэзии", 1758; "Размышления о Теренции", 1762). Рассматривая т-р как политич. трибуну и школу воспитания, он резко критиковал кастовую замкнутость привилегированных т-ров...
10. Прощание Дидро с императрицей Екатериной II.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: месяцев. Об этом личном знакомстве с ним Екатерины разказано, с любопытными подробностями князем П. А. Вяземским в приложениях к биографии Фон-Визина, и позже М. Ф. Шугуровым в особой статье, помещенной в первой книге сборника П. И. Бартенева: «Осмнадцатый Век». Новое, законченное только в 1877 году, издание сочинений и писем Дидро, исполненное весьма тщательно и с большим знанием дела гг. Ассеза и М. Турне, заключает в себе несколько новых данных для истории отношений знаменитого энциклопедиста к русской императрице. Должно заметить, что в течение своего пребывания в России, Дидро, по видимому, писал очень мало писем на родину. За то на возвратном пути из Петербурга во Францию он прожил несколько месяцев в Гаге и в письмах, отсюда посланных разным лицам, описал свое пребывание в гостях у русской императрицы. К числу писем такого содержания принадлежит и то, которое мы предлагаем [412] здесь в переводе, и которое осталось неизвестным ни князю Вяземскому, ни г. Шугурову, так как оно было напечатано много лет тому назад в одном французском библиографическом издании и не входило до сих пор в собрания сочинений Дидро. Письмо это, написанное пылким философом к своей жене, имеет совершенно частный характер: Дидро отводит в нем довольно...